44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
Учитель должен планировать беседы с учетом времени года, праздников, тем чтения и учебного материала практических занятий по ИЗО. Школьной программой по рисованию предусмотрено проведение бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов, с замечательными произведениями изобразительного искусства, узнают, как и какими средствами художники добиваются большой эмоциональной выразительности своих произведений. Уроки бесед об искусстве развивают эстетические чувства школьников, повышают культурный уровень учащихся. Педагог демонстрирует кино- и диафильмы, диапозитивы, посвященные творчеству известных зарубежных, русских и советских художников, отдельным видам и жанрам изобразительного искусства.
В первых двух классах ознакомление школьников с произведениями изобразительного искусства проводится в течение 10—20 минут во время уроков рисования с натуры, декоративного или тематического рисования. В III — VI классах для бесед выделяются специальные уроки. В самом начале работы с репродукциями и диапозитивами учитель объявляет тему бесед, дает общую характеристику рассматриваемых произведений и детально анализирует содержание и художественно-выразительные средства работы. С III класса в начале беседы учитель сообщает краткие сведения о художниках, основные этапы их творчества. В IV—VI классах учитель привлекает к анализу произведения всех учащихся, задавая им вопросы проблемного характера. Вопросы на обобщение и конкретизацию полученной на уроке информации предлагаются учащимся в конце урока. Проводя урок-беседу об изобразительном искусстве в IV—VI классах, учитель должен проследить, чтобы школьники записывали в специальные тетради фамилии художников, названия произведений, рассмотренных на уроке, и краткие сведения о них. Такие записи способствуют лучшему запоминанию материала.
Уроки-беседы должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Успех бесед об изобразительном искусстве во многом зависит от правильной методики демонстрации наглядных пособий. Репродукции следует располагать выше уровня зрения школьников и демонстрировать сначала всему классу. Затем учитель медленно проходит между рядами и учащиеся детально рассматривают репродукцию. Если нужно, репродукцию прикрепляют специальными зажимами к классной доске. Во время беседы следует сочетать демонстрацию репродукций и показ соответствующих фрагментов кинофильмов, диафильмов и диапозитивов.
В начале урока, сообщив тему беседы, педагог задает учащимся наводящие вопросы но данной теме. Затем он кратко раскрывает основное содержание темы беседы, по существу суммируя ответы учащихся, и только после этого приступает непосредственно к анализу репродукций.
Активизации мыслительной деятельности учащихся во время анализа произведений художников служат вопросы: 1. Как называется эта картина? 2. Кто автор этой картины? 3. Что мы видим на картине «»? 4. Какие средства художественной выразительности использует художник? 5. Каковы особенности композиции и колорита картины? 6. Что вам нравится в картине Левитана? 7. Какое чувство, настроение передает художник? 8. Какие еще картины Левитана вы знаете?
I класс. Учитывая возрастные особенности восприятия и понимания первоклассниками анализируемых картин, преподаватель должен дать им только общую характеристику, доступно рассказать о содержании картины и выразительных средствах, которые использовал художник.
II класс. Дети учатся определять в произведениях изобразительного искусства наиболее важные особенности художественной формы, понимать содержание и выражать свое отношение к рассматриваемому произведению. Учитель дает более полную характеристику художественных достоинств картин, более глубоко раскрывает их идейное и эстетическое содержание. Особенностью бесед во II классе является и то, что к анализу произведений изобразительного искусства активнее привлекаются учащиеся.
III класс. В процессе анализа художественных произведений учащиеся должны усвоить отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства: графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, пейзажа, натюрморта, портрета. Новой задачей является и то, что во время бесед школьники должны научиться довольно полно рассказывать содержание рассматриваемого произведения художника, анализировать средства художественной выразительности. В III классе беседам об изобразительном искусстве в отличие от бесед в I и II классах уделяются целые уроки.
IV класс. Школьники учатся различать характерные признаки видов и жанров изобразительного искусства, анализировать средства художественной выразительности произведений искусства. Во время бесед об изобразительном искусстве преподаватель должен стремиться сочетать анализ идейного содержания художественного произведения с подробной характеристикой средств художественной выразительности, а также коротко рассказывать о творчестве художника.
V класс. Учащиеся продолжают знакомиться с выдающимися произведениями русских дореволюционных художников, подробно изучают творчество И. Е. Репина и В. И.Сурикова. Школьники получают новые сведения о видах и жанрах изобразительного искусства, учатся самостоятельно анализировать содержание произведения и его художественную форму. Беседы о творчестве русских дореволюционных художников проводятся но видам и жанрам изобразительного искусства, что поможет систематизировать знания школьников о развитии русского искусства.
- 2. Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві
- 3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 5. Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.
- 6. Методика передачі об'єму в малюнках школярів початкової та середньої школи.
- 7. Технічні засоби навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 8. Робота над завданням по графічному дизайну.
- 9. Методика малювання групи геометричних тіл у 5 — 7 класах.
- 10. Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 11. Різноманітні художні техніки та прийоми використання.
- 14.Робота над ліпленням та розпису глиняної іграшки.
- 15.Методика організації та проведення занять з аплікації в 1 — 7 класах.
- 16. Програмне забезпечення уроків образотворчого мистецтва в розділі „Основи комп'ютерної графіки".
- 17. Композиция в дизайне
- 18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 19.Викладання образотворчого мистецтва як науки. Нетрадиційні підходи до організації та проведення уроків в сучасній школі.
- 20. Художньо-виражальні засоби дизайну
- 22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
- 25.Передача емоційного стану людини виражальними можливостями кольору.
- 26.Види та жанри образотворчого мистецтва.
- 27.Методика організації та проведення занять з конструювання в 1 - 7 класах.
- 29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.
- 30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 31. Види дизайну.
- 33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.
- 35. Художньо-виразні засоби монументального мистецтва.
- 36. Методика роботи з природними матеріалами в 1 - 7 класах.
- 37. Образотворче мистецтво в загальній системі предметів в сучасній загальноосвітньої школи і його зв'язок з іншими навчальними дисциплінами.
- 38.Робота над тематичною декоративною композицією.
- 39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.
- 40. Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.
- 41. Природні та штучні матеріали як засіб створення певного художнього образу на уроках ом.
- 42. Методика оформлення творчих робіт учнів.
- 43. Структура й типи уроків образотворчого мистецтва.
- 44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
- 45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).
- 47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.
- 49. Види образотворчого мистецтва.
- 53.Роль та методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
- 54. Методика малювання овочів і фруктів у 1-4 класах.
- 59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.
- 60.Методика малювання форм рослинного світу в 1 — 7 класах.
- 61. Облік успішності та критерії оцінювання образотворчої діяльності школярів.
- 63.Методика виховання орнаментів учнями 1—7 класів.
- 66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.
- 67. Використання ігрових форм та уроках образотворчого мистецтва.
- 68. Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.
- 72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
- 78.Попередження помилок в образотворчій діяльності школярів.
- 79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
- 82.Живописні прийоми і використання їх у початковій школі.
- 84.Народні художні промисли на уроках образотворчого мистецтва.
- 85.Регіональні особливості сприйняття образотворчого мистецтва учнями школи і-іп ступеня.
- 86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах
- 87.Художній образ на уроках образотворчого мистецтва.
- 89.Методика виконання книжкової графіки в 5-7 класах