logo search
ОМ_гос

29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.

Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусст­ве композиция — это построение художественного произведения, обуслов­ленное его содержанием, характером и назначением.

«Композиция» означает один из основных элемен­тов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произ­ведение искусства.

У композиции есть свои законы, разрабатываемые в процессе художе­ственной практики и развития теории. Здесь пойдет речь об основных прави­лах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную компози­цию, воплотить идею в форму художественного произведения. Основные правила композиции является передача ритма, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане. Строго симметричная композиция исключает приём асимметрии и наоборот. Фризовая композиция с ритмичным чередованием элементов не требует ярко выраженного сюжетного композиционного центра.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст, как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение. Тональный и цветовой контрасты применяют при со­здании произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Композиционной цельности можно добиться, объединив светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происхо­дит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия со­держания картины. Таким образом, цельность композиции зависит от способности худож­ника подчинить второстепенное главному, от взаимосвязи всех элементов произведения между собой.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асим­метрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, дина­мику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, цело­стность.

Ритмэто чередование каких-либо элементов в определенной последова­тельности.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета. Используют чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Ритм является одним из средств, с помощью которого можно передать движение на плоскости..

Выделение сюжетно-композиционного центра. Центр композиции включает сюжетную завязку, основ­ное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание. Центр выделяют освещенностью, цве­том, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. Для выявления ком­позиционного центра наиболее важный элемент изображения располагают в соответствии с пропорцией золотого сечения.

Передача симметрии и асимметрии в композиции. Построение симметрии позволяет достигнуть впе­чатления покоя, величественности, осо­бой торжественности и значимости со­бытий. В симметричной композиции люди или предметы расположены по­чти зеркально по отношению к цент­ральной оси картины. В асимметричной композиции распо­ложение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюже­та и замысла произведения, левая и пра­вая половины не уравновешены.

Передача равновесия в композиции. В симметричной композиции все части уравновешены, асимметричная компо­зиция может быть уравновешенной и не­уравновешенной. Большое светлое пят­но уравновешивается маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен мож­но уравновесить одним большим. Вари­антов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равнове­сие касается как самих фигур, так и промежутков между ними.