logo search
ОМ_гос

38.Робота над тематичною декоративною композицією.

Художники, создающие гобелены, панно, росписи интерьеров, мозаи­ки, витражи, работают над тематическими декоративными композициями. Как правило, выполнение начинается с эскизов: определяется содержание и пластическое решение. Возможно как тоновое решение эскиза, так и его решение в различном колорите. Здесь продумывается взаимосвязь компози­ции и материала, в котором она будет воплощена, определяется, какими будут формат и размер композиции.

На следующем этапе выполняют рисунок композиции в натуральную ве­личину. Если композиция очень большая, то рисунок можно перевести на декорируемую поверхность методом припороха. А далее композиция вопло­щается масляными или темперными красками, если это живописное панно, или в других техниках художественной обработки материалов.

При выполнении декоративных заданий необходимо найти оригинальное образное решение каждой темы. Не надо стремиться рассказать обо всем, чтобы не перенасыщать работу массой равноценно решенных изобразитель­ных элементов.

Для цветового решения есть раз­нообразный выбор средств, возможен частичный или полный отказ от цвета натуры. Существует несколько приемов, с помощью которых декорируют поверх­ность. В одном случае следует расчертить всю композицию в строгом геомет­рическом или свободном порядке и по-разному насытить декором полученные кусочки, при этом желательно, чтобы отдельные фрагменты чередова­лись по орнаментальным мотивам и цвету. Декоративной цельности можно достигнуть введением в изображение какого-нибудь модуля, например прямоугольника или круга. В другом случае какая-либо часть изображения может быть увеличена, как под лупой. В третьем варианте предметы делают будто прозрачными, места пересече­ния поверхностей выделяют различной штриховкой и окраской, тем самым превращая реальное изображение в декоративное. Реальные образы можно насыщать орнаментами. Можно сознательно подчеркнуть структуру разрезанных фруктов и овощей, фактуру раковин, оперение птиц, шерсть животных и все это превра­тить в затейливый орнамент. Важно, чтобы при этом орнамент подчеркивал структуру объекта, не было излишней дробности.

Необходимы не толь­ко строгий отбор основного материала, но и поиск общей идеи, цельность и лаконичность. Положительные результаты дает и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного реше­ния темы. Необходимо проделать большую творческую работу по выявлению типичного и характерного для предмета или явления. Шрифт, раскрашенный различными народными орнаментами, достойно представит тему «Народное искусство».

Когда содержание композиции будет определено, следует позаботиться о размещении ее элементов: определить, что будет в центре, будет ли он вы­деляться, что будет главным, а что второстепенным. В целом здесь действуют общие композиционные закономерности размещения орнаментальных изоб­ражений в квадрате, прямоугольнике, круге. В тематической декоративной композиции может быть четко выделена широкая или узкая кайма. Декора­тивная композиция может состоять из нескольких повторяющихся фрагмен­тов. Пространство может члениться совершенно произвольно или в четком ритмическом порядке.

В тематической декоративной композиции возможно доминирование ор­намента над сюжетными изображениями или отдельными образами, но мо­жет быть и наоборот — орнамент только дополнит сюжет, а образы будут доминировать.

Полезно выполнить не один, а несколько вариантов цветового решения одной и той же тематической композиции. На этом этапе желательна имитация техники и художе­ственного материала, в кото­ром будет воплощена компо­зиция (батик, гобелен, вит­раж, коллаж и др.).