logo search

Методические рекомендации студентам, готовящимся к проведению микроуроков

  • К началу IV курса студенты уже обладают не только теоретичес­кими знаниями, но и определенными профессионально значимыми навыками и умениями, например, умением правильно распределять внимание в процессе слушания речи на ее содержание и оформле­ние; умением замечать, фиксировать, классифицировать и обучаю­ще исправлять фонетические, лексические и грамматические ошиб­ки; умением правильно пользоваться классной доской; умением громко, четко и выразительно читать и говорить и т. д.

  • В процессе обучения языку на IV курсе следует использовать ряд более сложных форм педагогически направленной деятельности, синтезирующих ранее сформированные навыки и умения. Одной из таких форм работы, по мнению многих опытных преподавате­лей, является подготовка и проведение студентами на занятиях по практике устной и письменной речи обучающих эпизодов уроков, или так называемых микроуроков.

  • Наиболее целесообразно начинать работу над микроуроками в первом семестре IV курса. В это время студенты интенсивно зани­маются методикой преподавания иностранных языков в школе, го­товятся к сдаче экзамена по методике и к выходу на педагогичес­кую практику. Именно в этот период у студентов особенно высоки внутренние мотивы, способствующие серьезному отношению к под­готовке и проведению микроуроков.

  • Используя языковой и речевой материал данного учебника, про­фессиональные навыки и умения, сформированные на младших курсах, а также сведения теоретического, практического характе­ра из курса лекций и практических занятий по методике, студенты под руководством преподавателя по практике устной и письмен­ной речи могут проводить микроуроки различных видов.

  • Можно назвать следующие из них:

    • микроуроки по работе с речевыми образцами;

    • микроуроки по работе с текстом;

    • микроуроки по работе с лексикой;

    • микроуроки по работе над экспрессивной речью;

    • микроуроки по работе с аудиотекстом;

    • микроуроки по работе над фонетической стороной устной речи и чтения;

    • микроуроки по письменному контролю выработанных навы­ков и умений;

    1. — микроуроки с применением эпи- и диафильмов. Бесспорно, возможности обучения языку на факультетах иност-

    2. ранных языков значительно отличаются от возможностей обучения языку в средней школе. Естественно, что методика обучения в вузе отличается от методики обучения в средней школе. Однако при про­ведении микроуроков она должна максимально приближаться к требованиям школьной методики.

    3. На каждом занятии (или каждом втором занятии) может быть про­ведено не более одного микроурока с последующим его обсуждением. Уроки учебника содержат специальные задания по проведению микроуроков разного вида. Каждый студент обязан тщательно под­готовиться к проведению одного типа микроурока, т. е. составить подробный план-конспект1, в котором должна быть сформулирова­на задача микроурока, представлены этапы работы над материалом, разработаны упражнения с продуманными формулировками зада­ний и с ключами к ним. В плане следует отразить использование доски, раздаточного материала, технических и других средств на­глядности. При выборе упражнений студент может пользоваться не только учебником IV курса, но и другими учебниками и учебными пособиями, а также литературой, указанной в планах к практичес­ким занятиям по методике.

    4. Необходимо помнить, что сам микроурок может занимать 15-18 минут и 5-7 минут — его анализ, т. е. не более 25 минут в целом. Можно рекомендовать студентам прорепетировать дома подробно расписанный микроурок с часами в руках, с тем чтобы в аудитории не выйти за пределы отводимого времени.

    5. Преподаватель практики устной и письменной речи проверяет выборочно 3-4 плана-конспекта микроурока данного вида, указы­вает на недостатки и возможные ошибки, дает соответствующие рекомендации, проверяет ключи и т. д. и назначает одного студента для проведения микроурока.

    6. Студент, выбранный преподавателем, выступает в роли учителя и проводит микроурок. Остальные члены группы являются "уча­щимися", а после проведения микроурока принимают участие в его

    7. обсуждении2.

    8. Подготовка к микроуроку любого вида должна начинаться с того, что студент просматривает конспекты лекций и литературу, реко­мендованную к практическому занятию по методике по интересую­щей его теме. При подготовке к проведению микроуроков студенты могут пользоваться рекомендациями, приводимыми ниже.

    9. 1 С формой плана-конспекта студент может ознакомиться в кабинете ме­ тодики.

    10. 2 Обсуждение микроуроков целесообразно проводить по схеме, которая

    11. предлагается ниже.

    1. 338

    2. 339

    1. 1