30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, поверхность живота делится на две равные части белой линией. В середине живота и на белой линии находится пупок, ниже которого поверхность живота становится более выпуклой. По обе стороны от белой линии тянутся две вертикальные широкие полосы — прямые мышцы живота. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяется скелет рук. В него входят лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти. Плечевой сустав плотно облегает дельтовидная мышца, придающая верхней части плеча округлую форму, а со стороны спины — трапециевидная мышца, плавно соединяющая плечо с шеей. Плечо руки, цилиндрическое по форме, изгибает и делает выпуклым двуглавая мышца. Мышцы предплечья, приводящие в движение кисть руки и пальцы, имеют веретенообразную форму, более толстую у локтя и тонкую у кисти. К предплечью прикрепляется кисть руки, состоящая из запястья, пясти и фаланг пальцев.
С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы. Сзади таз покрыт ягодичными мышцами. Бедро и голень имеют коническую форму, широкую вверху и узкую снизу. Особенно заметна выпуклая икроножная мышца у голени, расположенная в ее верхней части. Голень опирается на стопу, которая имеет сводчатую форму, более узкую и округлую у пятки и более плоскую и широкую у пальцев.
Канон — это система типичных размеров тела, принимаемая за образец. Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как величине постоянной. У человека высокого роста (180 см и более) голова укладывается во всей фигуре восемь раз, среднего роста (165 —170 см) — семь с половиной раз, у низкорослого (ниже 165 см) — семь раз. Иные пропорции у детей: у новорожденного высота головы меньше длины тела в четыре раза, у двухгодовалого — в пять, у шестилетнего — в шесть, у двенадцатилетнего — в семь раз. Если у взрослого ширина плеч равна двум модулям, а ширина таза — полутора, то у детей до двух лет, например, окружность головы почти равна окружности грудной клетки, а размеры плеч и бедер почти одинаковы. У подростков вследствие быстрого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура кажется вытянутой и тонкой.
Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты и в ней — высоты головы. Рисуя девочку в зимней одежде, делят высоту ее фигуры на пять равных частей. В верхней части кружочком рисуют голову, туловище — наклонными прямыми, касательными к кружочку головы линиями, соединенными между третьей и четвертой отметками дугообразной линией, ноги — трапецией против середины туловища.
Геометризованную фигуру конкретизируют. Глаза рисуют двумя небольшими дугами (верхние веки) и кружочками (радужная оболочка со зрачком), нос — двумя маленькими точками и рот — чертой и тремя примыкающими к ней дугами, обозначающими границу губ. Затем намечают пряди волос, брови, головной убор, уточняют контур щек и их вогнутые границы у подбородка. Рисуя шубку, сначала отмечают поднятый воротник двумя полосками, плотно примыкающими к голове, шарф, стягивающий воротник, — двумя наклонными штрихами, плечи, кушачок под второй отметкой, грудь и полы шубки — трапециями. Рисуют узкие плечи, рукава, слегка изгибающиеся на уровне кушака, и рукавички — полуовалами с треугольными большими пальцами. В трапеции, очерчивающей всю массу ног, находят середину, отмечают толщину ног, обутых в теплые сапоги, и рисуют их округлые головки.
Трудность для изображения представляют обнаженные руки и ноги. Рисуя руки, отмечают их длину, положение локтя и направление движения плеча и предплечья средними линиями. Намечают округлую, плавно изгибающуюся линию плеча, очерчивают чуть выгнутые внешний и плоский внутренний контуры плеча, плавно соединяющиеся с изогнутыми кнаружи контурами толстой локтевой части предплечья, переходящими в слегка изогнутые контуры его узкой нижней части. Кисть руки сначала рисуют геометризованной фигурой (многоугольником или овалом), выражающей движение всей массы, а затем изображают пальцы.
Рисование ног начинают с отметок их длины и толщины. Одновременно отмечаются положение колен и направление движения бедра и голени их средними линиями. Затем рисуют контур ноги короткими линиями, устанавливающими изменения формы по мере ее движения от бедра к ступне. Так, внутренний контур ноги почти прямой до самого колена, наружный — слегка выпуклый контур пересекается у колена короткой прямой вертикальной линией. Оба контура пересекаются наклонными кнаружи линиями икроножной мышцы, которая затем, плавно изгибаясь, образует коническую форму, вершиной направленную к ступне, и переходит в контур трапециевидной ступни. Контур обутой в туфельку ступни зависит от положения ноги и точки зрения рисующего. Ступня с туфелькой могут иметь Г-образную и лопатообразную форму. Короткими линиями передают направление контуров задника, подошвы и носка туфельки и заканчивают их детальной проработкой.
В работе со старшими дошкольниками большое значение придается умению делать быстрые наброски фигуры человека в различных положениях. Набросок выполняют в два этапа. На первом этапе очень легкими, светлыми линиями отмечают высоту фигуры, изображают кружочком или овалом голову, схематично намечают всю массу одетого туловища до пояса и ниже пояса, длину, положение ног. Первоначальная схема конкретизируется на втором этапе более четкими, уверенными линиями и штрихами, уточняющими форму головы и шеи. Бегло обрисовывают воротник и намечают контуры торса с руками, внимательно прослеживая их направление, характер и места изгибов, складок одежды, выявляющих форму всех частей торса. Проверяют характер движения масс головы, торса и рук. Согласуют с ними движение ног, бегло отмечают их толщину и особенности формы до колен и от них до ступней. Проверяют целостность всей фигуры, пропорциональность ее частей и сходство с оригиналом.
- 2. Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві
- 3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 5. Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.
- 6. Методика передачі об'єму в малюнках школярів початкової та середньої школи.
- 7. Технічні засоби навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 8. Робота над завданням по графічному дизайну.
- 9. Методика малювання групи геометричних тіл у 5 — 7 класах.
- 10. Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 11. Різноманітні художні техніки та прийоми використання.
- 14.Робота над ліпленням та розпису глиняної іграшки.
- 15.Методика організації та проведення занять з аплікації в 1 — 7 класах.
- 16. Програмне забезпечення уроків образотворчого мистецтва в розділі „Основи комп'ютерної графіки".
- 17. Композиция в дизайне
- 18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 19.Викладання образотворчого мистецтва як науки. Нетрадиційні підходи до організації та проведення уроків в сучасній школі.
- 20. Художньо-виражальні засоби дизайну
- 22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
- 25.Передача емоційного стану людини виражальними можливостями кольору.
- 26.Види та жанри образотворчого мистецтва.
- 27.Методика організації та проведення занять з конструювання в 1 - 7 класах.
- 29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.
- 30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 31. Види дизайну.
- 33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.
- 35. Художньо-виразні засоби монументального мистецтва.
- 36. Методика роботи з природними матеріалами в 1 - 7 класах.
- 37. Образотворче мистецтво в загальній системі предметів в сучасній загальноосвітньої школи і його зв'язок з іншими навчальними дисциплінами.
- 38.Робота над тематичною декоративною композицією.
- 39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.
- 40. Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.
- 41. Природні та штучні матеріали як засіб створення певного художнього образу на уроках ом.
- 42. Методика оформлення творчих робіт учнів.
- 43. Структура й типи уроків образотворчого мистецтва.
- 44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
- 45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).
- 47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.
- 49. Види образотворчого мистецтва.
- 53.Роль та методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
- 54. Методика малювання овочів і фруктів у 1-4 класах.
- 59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.
- 60.Методика малювання форм рослинного світу в 1 — 7 класах.
- 61. Облік успішності та критерії оцінювання образотворчої діяльності школярів.
- 63.Методика виховання орнаментів учнями 1—7 класів.
- 66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.
- 67. Використання ігрових форм та уроках образотворчого мистецтва.
- 68. Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.
- 72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
- 78.Попередження помилок в образотворчій діяльності школярів.
- 79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
- 82.Живописні прийоми і використання їх у початковій школі.
- 84.Народні художні промисли на уроках образотворчого мистецтва.
- 85.Регіональні особливості сприйняття образотворчого мистецтва учнями школи і-іп ступеня.
- 86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах
- 87.Художній образ на уроках образотворчого мистецтва.
- 89.Методика виконання книжкової графіки в 5-7 класах