logo search
ОМ_гос

30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, поверх­ность живота делится на две равные части белой линией. В середине живота и на белой линии находится пупок, ниже которого поверхность живота становится более выпуклой. По обе стороны от белой линии тянутся две вертикальные ши­рокие полосы — прямые мышцы живота. К туловищу с по­мощью плечевого пояса присоединяется скелет рук. В него входят лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти. Плечевой сустав плотно облегает дельтовидная мышца, придающая верхней части плеча округлую форму, а со стороны спины — трапециевидная мышца, плавно соеди­няющая плечо с шеей. Плечо руки, цилиндрическое по форме, изгибает и делает выпуклым двуглавая мышца. Мышцы пред­плечья, приводящие в движение кисть руки и пальцы, имеют веретенообразную форму, более толстую у локтя и тонкую у кисти. К предплечью прикрепляется кисть руки, состоящая из запястья, пясти и фаланг пальцев.

С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы. Сзади таз покрыт ягодичными мышцами. Бедро и голень имеют кони­ческую форму, широкую вверху и узкую снизу. Особенно за­метна выпуклая икроножная мышца у голени, расположенная в ее верхней части. Голень опирается на стопу, которая имеет сводчатую форму, более узкую и округлую у пятки и более плоскую и широкую у пальцев.

Канон — это система типичных размеров тела, принимаемая за образец. Современный канон построен на модуле, равном вы­соте головы, как величине постоянной. У человека высокого роста (180 см и более) голова укладывается во всей фигуре восемь раз, среднего роста (165 —170 см) — семь с по­ловиной раз, у низкорослого (ниже 165 см) — семь раз. Иные пропорции у детей: у новорожденного высота головы меньше длины тела в четыре раза, у двухгодовалого — в пять, у шестилетнего — в шесть, у двенадцатилетнего — в семь раз. Если у взрослого ширина плеч равна двум модулям, а ширина таза — полутора, то у детей до двух лет, например, окружность головы почти равна окружности грудной клетки, а размеры плеч и бедер почти одинаковы. У подростков вследствие быст­рого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура кажется вы­тянутой и тонкой.

Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты и в ней — высоты головы. Рисуя девочку в зимней одежде, делят высоту ее фигуры на пять равных частей. В верхней части кружочком рисуют голову, туловище — наклонными прямыми, касательными к кружочку головы линиями, соединенными между третьей и четвертой отметками дугообразной линией, ноги — трапецией против середины туловища.

Геометризованную фигуру конкретизируют. Глаза рисуют двумя небольшими дугами (верхние веки) и кружочками (ра­дужная оболочка со зрачком), нос — двумя маленькими точ­ками и рот — чертой и тремя примыкающими к ней дугами, обозначающими границу губ. Затем намечают пряди волос, брови, головной убор, уточняют контур щек и их вогнутые границы у подбородка. Рисуя шубку, сначала отмечают подня­тый воротник двумя полосками, плотно примыкающими к голове, шарф, стягивающий воротник, — двумя наклонными штрихами, плечи, кушачок под второй отметкой, грудь и по­лы шубки — трапециями. Рисуют узкие плечи, рукава, слегка изгибающиеся на уровне кушака, и рукавички — полуовалами с треугольными большими пальцами. В трапеции, очерчива­ющей всю массу ног, находят середину, отмечают толщину ног, обутых в теплые сапоги, и рисуют их округлые головки.

Трудность для изображения представляют обнаженные руки и ноги. Рисуя руки, отмечают их длину, положение локтя и направление движения плеча и предплечья средними линиями. Намечают округлую, плавно изгибающуюся линию плеча, очерчивают чуть выгнутые внешний и плоский внутренний контуры плеча, плавно соединяющиеся с изогнутыми кнаружи контурами тол­стой локтевой части предплечья, переходящими в слегка изо­гнутые контуры его узкой нижней части. Кисть руки сначала рисуют геометризованной фигурой (многоугольником или ова­лом), выражающей движение всей массы, а затем изображают пальцы.

Рисование ног начинают с отметок их длины и толщины. Одновременно отмечаются положение колен и направление движения бедра и голени их средними линиями. Затем ри­суют контур ноги короткими линиями, устанавливающими изменения формы по мере ее движения от бедра к ступне. Так, внутренний контур ноги почти прямой до самого колена, наружный — слегка выпуклый контур пересекается у колена короткой прямой вертикальной линией. Оба контура пересе­каются наклонными кнаружи линиями икроножной мышцы, которая затем, плавно изгибаясь, образует коническую форму, вершиной направленную к ступне, и переходит в контур тра­пециевидной ступни. Контур обутой в туфельку ступни зави­сит от положения ноги и точки зрения рисующего. Ступня с туфелькой могут иметь Г-образную и лопатообразную форму. Короткими линиями передают направление контуров задника, подошвы и носка туфельки и заканчивают их детальной про­работкой.

В работе со старшими дошкольниками большое значение придается умению делать быстрые наброски фигуры человека в различных положениях. Набросок выполняют в два этапа. На первом этапе очень легкими, светлыми линиями отмечают высоту фигуры, изображают кружочком или овалом голову, схематично намечают всю массу одетого туловища до пояса и ниже пояса, длину, положение ног. Первоначальная схема конкретизируется на втором этапе более четкими, уверенными линиями и штриха­ми, уточняющими форму головы и шеи. Бегло обрисовывают воротник и намечают контуры торса с руками, внимательно прослеживая их направление, характер и места изгибов, скла­док одежды, выявляющих форму всех частей торса. Проверяют характер движения масс головы, торса и рук. Согласуют с ни­ми движение ног, бегло отмечают их толщину и особенности формы до колен и от них до ступней. Проверяют целостность всей фигуры, пропорциональность ее частей и сходство с ори­гиналом.