5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
Третий период становления и развития культуры Древнего Китая (VIII–III вв. до н. э.) связан с возникновением государства Восточное Чжоу. Под напором кочевников в 770 г. до н. э. Западное Чжоу было уничтожено. Образовалось небольшое государство со столицей в г. Лои на востоке. Это время еще называют «периодом множества царств», поскольку на территории Китая в данный период существовало около двух сотен крохотных царств, которые были, скорее, городами-государствами и воевали между собой, борясь за власть. Из них к VII в. до н. э. осталось с десяток наиболее значительных, включая Восточное Чжоу. Согласно исторической традиции они называются Чжун го Тянься (Срединные царства Поднебесной Вселенной). Этот термин до сих пор используется как официальное название Китая для противопоставления его всему остальному миру как миру варваров. Эти царства признавали религиозное верховенство чжоуского вана, а Восточное Чжоу почиталось как культовый центр Поднебесной; его правители именовались Сынами Неба. В этот период укрепляется концепция божественного происхождения династии Чжоу. Ни силы, ни большой подвластной территории у чжоуских ванов не было, но за ними сохранялось социально-религиозное верховенство. Сменяющие друг друга правители самых могущественных царств того времени, у которых находилась реальная власть, провозглашая себя гегемонами (ба), добивались утверждения этого звания от ванов Чжоу.
Именно в третий период истории Древнего Китая духовные искания оформились в оригинальную картину мира, где не было места враждебности, дисгармонии и несовершенству. Согласно этим взглядам внутреняя гармония изначально присуща миру. Этот мир не надо переделывать. Необходимо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать гармонии. В основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, который санкционирован великим Небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, появившихся в это время. Даосизм и конфуцианство являются двумя основаниями китайской культуры.
Творцом даосизма считается мудрец Лао-цзы (VI в до н. э.). Данное учение призывает к органическому слиянию с природой. Лао-цзы считал, что нужно придерживаться дао (пути). Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует дао, а дао следует естественности. Дао – основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений. Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений и потому непознаваем, непостижим путем обычного наблюдения. Зато в своей невидимой основе он покоен и доступен проницанию. Главное условие – не нарушить путь, не прийти в противоречие с мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Нужно не перестраивать природу, а переживать ее, извлекать удовольствие от общения с ней.
Даосизм породил художественно-эстетическую практику китайцев, которая по сей день поражает своей близостью к природе. Китай является родиной уникальной живописи цветов и птиц, трав и насекомых. Живопись объединяет эстетику и символ. Любая композиция наполнена глубочайшим смыслом, который чаще всего недоступен для европейца. В китайской эстетике живопись измеряют двумя параметрами: философией и каллиграфией. Это значит, что личность художника выражают дух и линия. Основным пороком живописи всегда считалась вульгарность. Даже китайская письменность трепетно красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов культуры. При чтении каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от тональности имеют абсолютно разные значения.
Создатель конфуцианства Кун-фу-цзы (552–479 гг. до н. э.) начал с критики своего времени и высокой оценки минувших веков. Он собрал, пересказал и прокомментировал пять классических древнекитайских произведений. На основании проделанной работы Конфуций составил идеал совершенного человека (цзюнь-цзы), который должен обладать пятью простыми и великими добродетелями. Эти добродетели находятся в соответствии с законами природы и являются условиями разумного порядка в совместной жизни людей (табл. 2).
Таблица 2
Простые и великие добродетели, по Конфуцию
В природе | В обществе |
1. Гуманность(жень) | 1. Гуманность, т. е. любовь к народу |
2. Чувство долга(и) | 2. Чувство долга,или моральная обязанность,которую гуманный человек накладывает на себя не по расчету, а подчиняясь высшему принципу и знанию |
3. Благопристойность(ли) | 3. Благородство, включающее верность, скромность, мужество и т. д. |
4. Искренность(синь) | 4. Почитание старших– строжайшее подчинение младших старшим, подданных – своему государю, которое покоится на древнейшем культе предков |
5. Мудрость(чжи) | 5. Мудрость– знание сочинений древних авторов, умение творчески интерпретировать сюжеты из истории и рассуждать на темы философских трактатов, разбираться в ритуалах и церемониях, сочинять стихи и т. п. |
Конфуций разработал учение о сяо– принципе сыновней почтительности. Смыслсяо– служить родителям по правиламли. Культ сыновней почтительности со временем достиг в Китае всеобщего признания. А вместе с культом предков нормысяовоспитывали у китайцев уважительное отношение к семье, интересы которой всегда выше интересов отдельной личности. Это было чрезвычайно удобно для управления огромной империей.
Конфуцианство не является религией в полном смысле этого слова. Это и политика, и администрирование, и управление социальными и экономическими процессами. Одним словом, это – основа китайского образа жизни, концентрированная форма выражения китайской культуры.
Сформировавшийся конфуцианско-даосистский тип культуры показал, что искусство способно, воспевая красоту природы, противостоять культу техники и формировать благоговейное отношения к жизни. В I в. до н. э. конфуцианство стало государственным религиозно-этическим учением, в IX в. н. э. оно одержало победу над даосизмом, а в XI в. – над буддизмом, к тому времени распространившемся в Китае.
В конце третьего из рассмотренных периодов истории Древнего Китая наступил так называемый золотой век культуры, отличительной особенностью которого было наличие и свободное соперничание различных учений и философских школ.
«Золотой век» длился недолго. Одна из философских школ – «законников» – противопоставила конфуцианству суровый закон, принуждение в управлении, жестокие наказания и систему круговой поруки. Это учение было взято на вооружение правителями уже упоминавшейся ранее империи Цинь. Император-реформатор Цинь-Ши-хуан, чьим лозунгом было изречение «Книги – в огонь, философов – в яму!», создал систему государственного управления, целью которой были порядок и насильственное объединение Китая. После введения единой письменности, имущественной и социальной градации, единого свода законов началась, говоря современным языком, «первая культурная революция». Было запрещено разномыслие философских школ, изымались и уничтожались книги философов, поэтов и историков, сотни философов были убиты. За утайку книг провинившихся мужчин кастрировали и направляли на строительство Великой Китайской стены, которая стала символом культурного изоляционизма Китая. Ее строили более 2 млн заключенных. Доносительство было возведено в добродетель, за недоносительство казнили. Не случайно Цинь-Ши-хуан стал любимым героем Мао Цзедуна, который стал инициатором похожей «культурной революции» в Китае в прошлом веке. Гробница Цинь-Ши-хуана, обнаруженная археологами в 1974 г., поражает воображение. Усопшего императора сопровождали около семи тысяч глиняных статуй конных и пеших воинов, выстроенных рядами, изображенных в натуральную величину и в парадных одеждах. Примечательно, что у каждого изваяния индивидуальные черты лица, прическа, расположение рук, ног и пр.
Тоталитарный режим Цинь-Ши-хуана просуществовал всего 15 лет (221–206 гг. до н. э.). Следующая династия – Хань – возобновила прерванную культурную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти теми учеными, которые выжили в годы репрессий. Однако годы террора и подавления культуры не прошли даром: исчезли плюрализм мнений, невмешательство властей в духовную жизнь.
- Е. В. Попова, л. А. Кленов культурология
- Оглавление
- Раздел 1. Сущность культуры 9
- Глава 1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины 9
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции 26
- Раздел1. Сущность культуры Глава1. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- 1.1. Предпосылки становления культурологии как науки
- 1.1.1. Формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и в Средние века
- 1.1.2. Понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII–XVIII вв.
- 1.2. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании культуры. Культурологические концепции ф. Ницше, о. Шпенглера и п. Сорокина. Неокантианство (концепция ценностей Баденской школы)
- 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
- 1.3. Культурология в системе современного философского знания. Современные культурологические концепции
- 1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
- 1.3.2. Психоаналитическая концепция культуры
- 1.3.3. Культурологические концепции в контексте феноменологии, структурализма и постмодернизма
- 1.4. Цель и задачи культурологии как учебной дисциплины
- Вопросы и задания
- Глава 2. Культура: сущность, структура и функции
- 2.1. Онтология культуры
- 2.1.1. Понятие «культура»
- 2.1.2. Ценности культуры
- 2.2. Морфология культуры
- 2.2.1. Структура культуры
- 2.2.2. Функции культуры
- 2.3. Культура и цивилизация
- 2.4. Культура и традиция
- Вопросы и задания
- Раздел2. Типология культуры
- Глава 3. Первобытно-синкретический тип культуры
- 3.1. Антропогенез и возникновение архаической культуры
- 3.2. Первобытные религиозные верования
- 3.2.1. Пантеизм и культ Богини-Матери
- 3.2.2. Тотемизм
- 3.2.3. Анимизм
- 3.2.4. Фетишизм
- 3.3. Древнейший мистицизм
- 3.3.1. Шаманизм
- 3.3.2. Магия
- 3.4. Мифология в духовной архаической культуре
- 3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка
- 3.4.2. Классификация первобытных мифов
- Вопросы и задания
- Глава 4. Культурный тип древних цивилизаций Ближнего Востока
- 4.1. Культура Месопотамии
- 4.1.1. Культурные завоевания Древнего Шумера
- 4.1.2. Вавилонская культура
- 4.2. Культурное наследие Древнего Египта
- 4.2.1. Культура Раннего и Древнего царств
- 4.2.2. Культура Среднего царства
- 4.2.3. Культура Нового и Позднего царств
- 4.3. Культура Древней Палестины
- 4.3.1. Древний Ханаан, Израиль и Иудея
- 4.3.2. Библия как памятник культуры
- Вопросы и задания
- Глава 5. Древняя культура Индии и Китая
- 5.1. Древняя Индия: индо-буддистский тип культуры
- 5.1.1. Хараппская культура (доведический период)
- 5.1.2. Индо-арийская ранневедическая культура
- 5.1.3. Буддизм и поздневедическая культура
- 5.2. Древний Китай: конфуцианско-даосистский тип культуры
- 5.2.1. Шанская (Иньская) культура и становление государства в Китае
- 5.2.2. Конфуцианство и даосизм как основания древнекитайской культуры
- Вопросы и задания
- Глава6. Античный тип культуры
- 6.1. Крито-микенская культура
- 6.2. Культура Древней Греции
- 6.2.1. Характеристика культуры «гомеровской» Греции
- 6.2.2. Архаическая древнегреческая культура
- 6.2.3. Древнегреческий классицизм
- 6.2.4. Культура эпохи эллинизма
- 6.2.5. Мифология и религия в культурной жизни древних греков
- 6.3. Культура Древнего Рима
- Вопросы и задания
- Глава 7. Религиозный тип культуры Средневековья
- 7.1. Христианство как основа средневековой европейской культуры
- 7.2. Средневековая культура Западной Европы V–XV вв.
- 7.3. Синтез античности и христианства в культуре Византии
- 7.4. Арабо-исламская культура средневекового Востока
- 7.4.1. Культура доисламской Аравии, возникновение и распространение ислама
- 7.4.2. Ислам: взгляд на мир и ценностные ориентации
- 7.4.3. Наука и художественные традиции исламского мира
- Вопросы и задания
- Глава 8. Западноевропейская культура Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения
- 8.1. Возрожденческий гуманизм. Человек как творец самого себя
- 8.2. Культура эпохи Реформации
- 8.3. Культура Нового времени
- 8.4. Культура эпохи Просвещения
- Вопросы и задания
- Глава 9. Русская культура
- 9.1. Истоки славянской культуры. Язычество древних славян
- 9.2. Киевская Русь. Принятие христианства
- 9.3. Византийские традиции в культуре Древней Руси
- 9.4. Культура эпохи Просвещения в России
- 9.5. Золотой век русской культуры
- 9.6. Русская культура Серебряного века
- 9.7. Отечественная культура советского периода
- 9.8. Современная социокультурная ситуация в России
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы