logo search
ПоповаКленовКультурологияУчПособие

3.4.1. Сущность и функции мифа. Миф и сказка

Неотъемлемой частью первобытной культуры является мифология – совокупность повествований, отражающих представления о ми­ре, природе и че­ло­ве­чес­ком бытии. Мифы(от гр. mythos – слово, предание) и сказ­ки различных народов представляют собой рассказы, повествующие о не­ко­то­рых событиях природного и со­ци­аль­но­го ряда: о про­ис­хож­де­нии вселенной и че­ло­ве­ка, о бо­гах и ге­ро­ях, о по­яв­ле­нии «культурных благ», например огня. Отказ мифу и сказ­ке в том, что за описываемыми событиями стоит соответствующая реальность, а так­же приравнивание первого ко второй, имеющие место до сих пор, приводят, с од­ной стороны, к не­об­хо­ди­мос­ти их сопоставления, а с другой – к ос­мыс­ле­нию их отношения к ре­аль­нос­ти. Несмотря на кажущееся сходство мифа и сказ­ки, их нельзя отождествлять в си­лу нескольких серьезных отличий.

Первое, и са­мое очевидное, отличие – по времени возникновения. Миф появился на заре человеческой истории, будучи одним из самых древних фольклорных образований. Сказка возникает гораздо позже мифа, однако он лежит в ее основании. Именно это обстоятельство, а так­же сегодняшнее восприятие делает возможным их сме­шение и да­же отождествление. Второе отличие – по содержательному пространству. Кардинально разными оказываются места протекания в них событий. В ми­фе единый и, на первый взгляд, цельный мир, состоит из двух одновременно присутствующих миров, которые переплетаются и тес­но взаимосвязаны: те и эти ситуации взаимообусловлены, а те и эти персонажи не могут обходиться друг без друга. В сказ­ке двоемирие: мир привычный, земной и от­де­лен­ный от него особый мир, который всегда где‑то далеко и до которого чрезвычайно трудно добраться. Следующее отличие – по функциям. Важнейшая функция мифа – регулятивная. Именно при помощи мифа регулируется деятельность человека в со­ци­аль­но значимых ситуациях. Механизмом такого регулирования выступает ритуал, воспроизводящий в те­ат­ра­ли­зо­ван­ной форме события мифа и пол­ностью отождествляющий при этом человека с ми­фо­ло­ги­чес­ки­ми персонажами. Миф мало рассказывать, его надо показывать, тем самым усиливая его воздействие. Уже слово действует очень сильно, но ритуал выступает способом соединения двух миров – этого и «то­го» (мира духов, богов, умерших предков). Очищение мифа от ритуала ведет к его деформированию, превращению в сказ­ку. Важнейшая функция сказки – воспитательная. Сказочное повествование всегда вращается вокруг явной борьбы добра со злом, которая может протекать в раз­ных формах. Чаще побеждает добро и всег­да присутствует основной мо­раль­но-нрав­ствен­ный вывод: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

Наконец, кроме уже отмеченных отличий зафиксируем, что мифы, особенно древнейшие из них, своим содержанием отвечают на вопросы почему?иза­чем? Повествование при этом воспроизводит последовательный событийный ряд, который начинается с не­ко­то­рой точки, принятой аксиоматически за точку отсчета, т. е. фактически миф рассказывает про то,как это было.

Мифологическое мировоззрение, являясь самым ранним по времени возникновения, представляет собой древнейшую систему взглядов на объективный мир и мес­то в нем человека, основанную не на теоретических доводах или рассуждениях, а на ху­до­же­ствен­но-эмо­цио­наль­ном переживании окружающей реальности. Миф есть способ познания и ос­во­ения природного мира и со­ци­аль­ных процессов с по­мощью воображения, который не может быть проверен практикой. Этому способствует еще одна функция мифа – объяснительная (или познавательная). Миф объясняет все, для него нет ничего непознанного и не­объ­яс­ни­мо­го. Отражение этой реальности происходит в сим­во­ли­чес­кой форме. Считая, что самого себя он знает как ничто другое, человек отождествлял себя и ок­ру­жа­ющий мир. Отсюда символизм в из­ло­же­нии реальности, который практически полностью скрывает отображаемую реальность: вместо природных процессов – подчеркнутый антропоморфизм в ви­де, например, се­мейно-брач­ных отношений существ, олицетворяющих эти явления; вместо социальных явлений – символизирующие их персонажи. Например, группа древнеегипетских мифов о смер­ти Осириса, бога зерна и пок­ро­ви­те­ля земледельцев, от руки брата его Сета, бога пустыни и пок­ро­ви­те­ля ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов, отражает реальное разделение труда на земледелие и ско­то­вод­ство, со всеми вытекающими из этих видов человеческой деятельности характеристиками. Аналогичным по форме и от­ра­жа­емо­му содержанию является миф о Ка­ине и Аве­ле.

Таким образом, мифы особым образом фиксируют, описывают и объ­яс­ня­ют реальность своего времени, и это объяснение в ус­ло­ви­ях архаического общества являлось достаточным (объяснено – значит по­знано). При этом реальность прикрыта формой, а фор­ма, в свою очередь, весьма реалистична, являет собою также реальность, поскольку «списана» с ре­аль­ных взаимоотношений реальных людей.

Сказка также отражает реальность. Возвращаясь к от­ли­чи­ям мифа от сказки, отметим, что действие мифа развертывается в ге­ог­ра­фи­чес­ки знакомом пространстве, а сказ­ки – «в не­ко­то­ром царстве, в не­ко­то­ром государстве», «в од­ном городе» и т. д. Однако в ней повествуется о при­выч­ных, известных для человека житейских ситуациях и ре­аль­ных проблемах бытия. Особый волшебный мир помещается «за тридевять земель», куда надо «три года идти, железные башмаки стоптать», т. е. фактически, дойдя, уже совершить подвиг! А ведь все главные события и под­ви­ги еще впереди! Где же реальность? В сказ­ке отражаются реальное желание счастья, жажда справедливости, поиск красоты и ис­ти­ны и по­ни­ма­ние сложности реализации этого, а так­же противостояние добра и зла в че­ло­ве­чес­кой жизни и на­деж­да на торжество добра.