79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
Знакомство с видами пейзажей: сельский, городской, морской.
Повторение порядка работы над пейзажем: выбор уголка природы (работа выполняется с натуры или по представлению). Работа начинается с наброска карандашом. Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю. Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы.1.Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные - обобщенно. 2.Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. 3.На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. 4.Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние - слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Но мы с вами ещё ничего не сказали о цветовой гамме. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра. Методика работы над живописным изображением пейзажа включает все этапы создания живописных изображений, однако есть и свои особенности: обилие света на открытом воздухе создает сильное освещение и множество рефлексов; большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, быстрая смена освещенности, различные состояния погоды и времен года — все это новые и необычные для начинающего живописца условия. Выбор удачного пейзажного мотива тоже представляет определенную Студенческая работа трудность.
Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо часто становится темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты белого и черного цветов.
Живописное изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной, воздушной и цветовой перспективы, надо помнить и о цельности видения и методе работы отношениями. В первых этюдах необходимо научиться передавать основные цветовые различия между объектами пейзажа: силуэтами деревьев, общей плоскостью земли, облаками, гладью воды и т. д. Успех начинающего живописца во многом зависит от умения видеть в натуре и находить на этюде отношения больших цветовых пятен.
Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точке зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, земная поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле, загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение разноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разницы между ними по всем признакам, включая и расстояние. Выделение элементов первого плана придает их изображению особую монументальность и величие. При высокой точке зрения земная поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят вдаль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В таком пейзаже показывается обширное пространство с множеством взаимосвязанных элементов, гармонически соподчиненных и образующих целостную картину.
Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращения размеров по мере удаления к горизонту, загораживания и повышения уровня их оснований ведет к. прорыву картинной плоскости и появлению уже на первом этапе глубины.
Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется.. В согласии с законами воздушной перспективы определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров; передаются характерные индивидуальные признаки, после чего обобщается все изображенное.
В тонированном рисунке прежде всего устанавливаются тоновые отношения между землей и небом: что темнее и на сколько.
Начиная живописное изображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй. В утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых цветовых оттенков, в солнечном полуденном — контрастных, насыщенных, светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых; в ночном — очень темных синеватых и зеленоватых. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания, освещенные части пейзажа кажутся холодными, а затемненные — теплыми по цвету. Следует показать, как предметный цвет, например первопланного дерева, изменяется под воздействием освещения, рефлексов от зеленой листвы соседних деревьев, стены дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями по мере их ухода в глубину.
80. Методика навчання живописним технікам учнів 1-7 класів.
Изобразительная техника включает умения пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.
Для того, чтобы дети овладели соответствующими умениями и навыками, необходимо в процесс обучения рисованию включать разнообразные упражнения. С первого класса можно начинать выполнять задания, которые помогают освоить технику живописи. В работе кистью важно научить чувствовать объем воды, находящейся в кисти, так как он должен соответствовать- площади мазка. Устранение лишних красок особенно необходимо в тех случаях, когда «по сырому» требуется соединить одно пятно с другим, не нарушая намеченных очертаний. Кисть может держать в себе краску однородного и разнородного раствора, как по цвету, так и по силе тона.
Необходимо научиться покрывать большие плоскости одним тоном. Для равномерного покрытия можно применять способ косой штриховки.
Разнообразные живописные техники - акварель, гуашь, масло, пастель, темпера, тушь .
Масляная живопись - еще одна разновидность живописной техники, основным материалом которой являются краски с высоким содержанием растительного масла. Традиционно считается, что данная техника представляет собой более широкие возможности для раскрытия замысла автора. Удивительная палитра и возможность масляной живописи позволяют художнику создавать имитацию пространства и объема. Пастель
Основным материалом в данной технике является одноименная пастель - разноцветные мелки. Работы в этой технике отличаются особым настроением и колоритом, автор имеет уникальную возможность более точно передать светотень. Как правило, пастель используют в жанре портрета и пейзажа. Кажущийся для многих несложной техника. Тушь - одна из самых захватывающих в изучении техник. Как правило, используют классическую черную тушь (существует и цветная) - краска, приготовленная из сажи. Техника «Тушь»' требует от автора детального подхода к работе - акцент на каждый штрих, внимание тону и контрасту с бумагой - это позволяет достигать удивительных результатов.
Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов. (См.№ 68)
81. Види учбово-творчої діяльності учнів на уроках образотворчого мистецтва.
Основные виды деятельности: - изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); - декоративная и конструктивная работа; - лепка; - объемно-пространственное моделирование; - проектно-конструктивная деятельность; - художественное фотографирование и видеосъемка; - восприятие явлений действительности и произведений искусства; - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; - изучение художественного наследия; - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); -рисование на темы и иллюстрирование (композиция); - декоративная работа; - аппликация с элементами дизайна; - беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; - выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; - выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); - выполнение декоративных композиций-импровизаций; - моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги; - художественная роспись; - аппликация;- работа с тканью; - работа с природными материалами
- 2. Використання інтегрованих уроків в образотворчому мистецтві
- 3. Методика викладання основ кольорознавства в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 5. Використання різних форм художньої творчості на уроках образотворчого мистецтва.
- 6. Методика передачі об'єму в малюнках школярів початкової та середньої школи.
- 7. Технічні засоби навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 8. Робота над завданням по графічному дизайну.
- 9. Методика малювання групи геометричних тіл у 5 — 7 класах.
- 10. Дидактичні принципи навчання на уроках образотворчого мистецтва.
- 11. Різноманітні художні техніки та прийоми використання.
- 14.Робота над ліпленням та розпису глиняної іграшки.
- 15.Методика організації та проведення занять з аплікації в 1 — 7 класах.
- 16. Програмне забезпечення уроків образотворчого мистецтва в розділі „Основи комп'ютерної графіки".
- 17. Композиция в дизайне
- 18. Методика постановки та зображення натюрморту в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 19.Викладання образотворчого мистецтва як науки. Нетрадиційні підходи до організації та проведення уроків в сучасній школі.
- 20. Художньо-виражальні засоби дизайну
- 22. Клас-кабінет образотворчого мистецтва.
- 25.Передача емоційного стану людини виражальними можливостями кольору.
- 26.Види та жанри образотворчого мистецтва.
- 27.Методика організації та проведення занять з конструювання в 1 - 7 класах.
- 29.Композиційні правила, прийоми та засоби створення художнього образу в реалістичній манері на уроках образотворчого мистецтва.
- 30. Методика зображення фігури людини в 1 - 4, 5 - 7 класах.
- 31. Види дизайну.
- 33.Методика викладання основ декоративно-прикладного мистецтва та стилізації _в 1- 4,5 — 7кл.
- 35. Художньо-виразні засоби монументального мистецтва.
- 36. Методика роботи з природними матеріалами в 1 - 7 класах.
- 37. Образотворче мистецтво в загальній системі предметів в сучасній загальноосвітньої школи і його зв'язок з іншими навчальними дисциплінами.
- 38.Робота над тематичною декоративною композицією.
- 39. Методика зображення тварин та птахів в і - 4,5 - 7 класах.
- 40. Планування та організація учбово-виховної роботи з образотворчого мистецтва в школі.
- 41. Природні та штучні матеріали як засіб створення певного художнього образу на уроках ом.
- 42. Методика оформлення творчих робіт учнів.
- 43. Структура й типи уроків образотворчого мистецтва.
- 44.Зміст та методика проведення уроків - бесід з образотворчого мистецтва в початкових та середніх класах.
- 45. Методика освоєння декоративного розпису (на прикладі будь якого виду розпису).
- 47. Мистецтво орнаменту. Види та структура орнаментів.
- 49. Види образотворчого мистецтва.
- 53.Роль та методи роботи вчителя на заняттях з образотворчого мистецтва.
- 54. Методика малювання овочів і фруктів у 1-4 класах.
- 59.0Птимальне поєднання на уроках образотворчого мистецтва різних технік діяльності.
- 60.Методика малювання форм рослинного світу в 1 — 7 класах.
- 61. Облік успішності та критерії оцінювання образотворчої діяльності школярів.
- 63.Методика виховання орнаментів учнями 1—7 класів.
- 66. Зміст, види, форми організації та проведення позакласних та позашкільних заходів з образотворчого мистецтва.
- 67. Використання ігрових форм та уроках образотворчого мистецтва.
- 68. Методика роботи фарбами на уроках образотворчого мистецтва у 1- 7 класах.
- 72. Наступність в навчально-виховній роботі з дітьми дошкільного, молодшого та середнього шкільного віку.
- 78.Попередження помилок в образотворчій діяльності школярів.
- 79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.
- 82.Живописні прийоми і використання їх у початковій школі.
- 84.Народні художні промисли на уроках образотворчого мистецтва.
- 85.Регіональні особливості сприйняття образотворчого мистецтва учнями школи і-іп ступеня.
- 86.Методика навчання мистецтву оформлювання у 1-7 класах
- 87.Художній образ на уроках образотворчого мистецтва.
- 89.Методика виконання книжкової графіки в 5-7 класах