logo search
ОМ_гос

79.Передача простору та зображення пейзажу в початковій та середній школах.

Знакомство с видами пейзажей: сельский, городской, морской.

Повторение порядка работы над пейзажем: выбор уголка природы (работа выполняется с натуры или по представлению). Работа начинается с наброска карандашом. Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю. Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Законы перспективы.1.Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные - обобщенно. 2.Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. 3.На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. 4.Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние - слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.

На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Но мы с вами ещё ничего не сказали о цветовой гамме. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра. Методика работы над живописным изоб­ражением пейзажа включает все этапы со­здания живописных изображений, однако есть и свои особенности: обилие света на открытом воздухе создает сильное освеще­ние и множество рефлексов; большая уда­ленность объектов пейзажа от наблюдателя, быстрая смена освещенности, различные со­стояния погоды и времен года — все это новые и необычные для начинающего живо­писца условия. Выбор удачного пейзажного мотива тоже представляет определенную Студенческая работа трудность.

Все времена года имеют свои характерные цвета в пейзаже. Весной больше небесно-голубого, природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Зимний пейзаж содержит, как правило, максимум цветовых контрастов, небо часто становится темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты белого и черного цветов.

Живописное изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной, воздушной и цветовой перспективы, надо помнить и о цельно­сти видения и методе работы отношениями. В первых этюдах необходимо научиться передавать основные цветовые различия между объектами пейза­жа: силуэтами деревьев, общей плоскостью земли, облаками, гладью воды и т. д. Успех начинающего живописца во многом зависит от умения видеть в натуре и находить на этюде отношения больших цветовых пятен.

Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точке зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, земная поверхность сильно сокра­щается и элементы пейзажа, расположенные на земле, загора­живают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение разноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разницы между ними по всем призна­кам, включая и расстояние. Выделение элементов первого пла­на придает их изображению особую монументальность и ве­личие. При высокой точке зрения земная поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пей­зажа последовательно уходят вдаль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким гори­зонтом строится как многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопо­ставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В таком пейзаже показывается обширное пространство с множеством взаимосвязанных элементов, гар­монически соподчиненных и образующих целостную картину.

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге прово­дят линию горизонта, определяющую соотношение земли и не­ба. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную прост­ранственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространствен­ные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращения размеров по мере удаления к горизонту, загора­живания и повышения уровня их оснований ведет к. прорыву картинной плоскости и появлению уже на первом этапе глу­бины.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и дета­лизируется.. В согласии с законами воздушной перспективы определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров; передаются ха­рактерные индивидуальные признаки, после чего обобщается все изображенное.

В тонированном рисунке прежде всего устанавливаются тоновые отношения между землей и небом: что темнее и на­ сколько.

Начиная живописное изображение пейзажа, следует хо­рошо представлять себе его цветовой строй. В утреннем пей­заже много светлых холодных и голубоватых цветовых оттен­ков, в солнечном полуденном — контрастных, насыщенных, светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых; в ночном — очень темных синеватых и зеленоватых. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания, освещенные части пейзажа кажутся холод­ными, а затемненные — теплыми по цвету. Следует показать, как предметный цвет, например первопланного дерева, изменяется под воздействием освещения, рефлексов от зеленой листвы соседних деревьев, стены дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями по мере их ухода в глубину.

80. Методика навчання живописним технікам учнів 1-7 класів.

Изобразительная техника включает умения пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.

Для того, чтобы дети овладели соответствующими умениями и навыками, необходимо в процесс обучения рисованию включать разнообразные упражнения. С первого класса можно начинать выполнять задания, которые помогают освоить технику живописи. В работе кистью важно научить чувствовать объем воды, находящейся в кисти, так как он должен соответствовать- площади мазка. Устранение лишних красок особенно необходимо в тех случаях, когда «по сырому» требуется соединить одно пятно с другим, не нарушая намеченных очертаний. Кисть может держать в себе краску однородного и разнородного раствора, как по цвету, так и по силе тона.

Необходимо научиться покрывать большие плоскости одним тоном. Для равномерного покрытия можно применять способ косой штриховки.

Разнообразные живописные техники - акварель, гуашь, масло, пастель, темпера, тушь .

Масляная живопись - еще одна разновидность живописной техники, основным материалом которой являются краски с высоким содержанием растительного масла. Традиционно считается, что данная техника представляет собой более широкие возможности для раскрытия замысла автора. Удивительная палитра и возможность масляной живописи позволяют художнику создавать имитацию пространства и объема. Пастель

Основным материалом в данной технике является одноименная пастель - разноцветные мелки. Работы в этой технике отличаются особым настроением и колоритом, автор имеет уникальную возможность более точно передать светотень. Как правило, пастель используют в жанре портрета и пейзажа. Кажущийся для многих несложной техника. Тушь - одна из самых захватывающих в изучении техник. Как правило, используют классическую черную тушь (существует и цветная) - краска, приготовленная из сажи. Техника «Тушь»' требует от автора детального подхода к работе - акцент на каждый штрих, внимание тону и контрасту с бумагой - это позволяет достигать удивительных результатов.

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов. (См.№ 68)

81. Види учбово-творчої діяльності учнів на уроках образотворчого мистецтва.

Основные виды деятельности: - изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); - декоративная и конструктивная работа; - лепка; - объемно-пространственное моделирование; - проектно-конструктивная деятельность; - художественное фотографирование и видеосъемка; - восприятие явлений действительности и произведений искусства; - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; - изучение художественного наследия; - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); -рисование на темы и иллюстрирование (композиция); - декоративная работа; - аппликация с элементами дизайна; - беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; - выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; - выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); - выполнение декоративных композиций-импровизаций; - моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги; - художественная роспись; - аппликация;- работа с тканью; - работа с природными материалами