432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
1 Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.
2 Этнография (греч. ethnos “племя, народ” + grapho “пишу”)— народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особености народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторические взаимоотношения народов.
3 Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.
4 Аксиология (грсч. axia “ценность” + logos “учение”) — учение о ценностях.
5 Геноцид (греч. genos “род, племя” + лат. caedo “убиваю”) — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
6 Эвристика (греч. heurisko “отыскиваю, открываю”) — наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
7 Семиотика (греч. semeion “знак, признак”) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
8 Онтология (греч. on, род. п. ontos “сущее” + logos “учение”) — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
9 Феноменология (греч. phainomenon “являющееся” + logos “учение”) — учение о феноменах (явлениях), данных нам в опыте, в чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Термин “ноумен” (поитепоп) введен Платоном.
10 Эргономика (грсч. ergon “работа” + nomos “закон”) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условии и процесса груда. Основной объект эргономики — системы “человек — машина”; метод исследования — системный подход.
11 Рефлексия (позднелат. reflexio “обращение назад”') — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
12 Арго (фр. argot) — диалект (греч. dialektos “говор, наречие”) определенной социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления на основе специальной (узкопрофессиальной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лексики. Жаргон (фр. jargon) — социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией; иногда так называют искаженную, неправильную речь. Сленг (англ. slang) — вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка; то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.
13 Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
14 Традиция (лат, traditio “передача”) — элементы социального и культурного наследия (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.), передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
15 Ассоциация (позднелат. associatio “объединение”) — связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).
16 Иудаизм — религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. в Палестине и распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы — признание единого бога Яхве и богоизбранности еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого завета и Талмуда. Государственная религия Израиля.
17 Римский клуб — международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба.
18 Эстетика (греч. aisthetikos “чувствующий, чувственный”) — философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” — низшей теории познания, дополняющей логику.
19 Ноосфера (греч. noos “разум” + sphaira “шар”) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено Эдуаром Леруа (1870—1954) и Тейяром де Шарденом (1881 — 1955). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
20 Биосфера (греч. bios “жизнь”) — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) — верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.
21 Непра — бог зерна.
22 Мирра — ароматическая смола.
23 Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
24 Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).
25 Пагода (санскр. бхагават “священный”) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
26 У евреев священные книги состоят из трех частей: Танах — Ветхий Завет, куда входили Тора — Пятикнижие Моисея, Небиим — Книги пророков и Хеубим — различные комментарии; у христиан — это Евангелие.
27 Мойры — три богини человеческой судьбы в древнегреческой мифологии.
28 Фаэтон — божество солнца и света в римской мифологии.
29 Vita nuova — новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].
30 Диалектика (греч. dialektike “искусство вести беседу, спор”) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.
31 Так в тексте! — А. Б.
32 Лествица (старорус.) — лестница.
33 В язычестве.— Прим. авт.
34 Заброшены.— Прим. авт.
35 Положение.— прим. авт.
36 Термин введен в 60-е годы писателем П. Д. Боборыкиным (1836—1921) и принят в других языках, — А. Б.
37 Гносеология (греч. gnosis “познание” + logos “учение”) — теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
38 А. Печчеи. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1980.— С. 224.
39 Э. Фромм. Догмат о Христе, — М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. — С. 265.
40 Там же. — С. 264.
41 Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 250.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14