§ 1 “Откуда есть пошла русская земля”
Начиная изучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этой культуры, причины, вызвавшие ее появление, процессы, сопровождавшие ее развитие. Интересно понять, стало ли это игрой исторических случайностей или некая закономерность вызвала к жизни тоненький ручеек, ставший впоследствии мощным потоком. Мы видели, как благодаря приходу кочевых племен на Балканы, появилось то, что называют “греческим чудом”; как по принципу свободного объединения различных племен возникла римская культура; как племена западноевропейских варваров, слившись воедино, образовали то, что мы называем культурой Европы. Так же складывались культуры Востока. Так же формировалась и русская культура.
Многие народы мира объединялись чаще всего на основании общности языка. Общеславянский, или праславянский, язык, сформировавшийся во II— I тысячелетии до н.э., относился к семейству индоевропейских языков, к которым принадлежат славянские — русский, украинский, болгарский, и т.д., германские — немецкий, английский и т. д., многие индийские языки. В. Брюсов не напрасно говорил, что славянская речь “и поныне поет созвучно с напевом санскрита”. Термины, обозначающие степени родства (мать, отец, брат, сестра и другие), названия явлений природы, животных, частей человеческого тела, еще связаны с языком-родоначальником, а вот слова, которые несут память о кремниевых орудиях труда, уже утратили эту связь, образовав основание славянских языков. До середины I тысячелетия н. э. праславянский язык еще сохранялся, но когда славяне расселились на территориях Центральной, Восточной и Западной Европы и утратили связь друг с другом, появились три большие славянские группы — южные, западные и восточные славяне и соответственно три группы языков. К восточнославянской языковой группе относятся русский, украинский и белорусский языки.
Древний мир не оставил нам сведений о том, когда сложилась славянская общность народов. Любознательные греки долго считали Черное море границей обитаемой земли, слагая мифы о таинственных гипербореях, живущих на севере и любимых Аполлоном. Известия, которые привозили греческие купцы с северных берегов Черного моря, более походили на сказки. Геродот, впервые посетивший греческие поселения на берегах Днепра и Буга, возникшие около V века до н. э., создал наиболее полную для того времени картину жизни Скифии (так древние греки называли южнорусскую степь).
Скифы (VII век до н. э.—III век н. э,) не были предтечами славян. После разгрома готами Скифского царства они растворились среди других племен, и лишь некоторые их обычаи оказали влияние на пришедшие позднее в Северное Причерноморье славянские племена.
Обширные равнины и полноводные реки вызвали восторг Геродота. По его словам, эти места населяли пахари и пастухи-кочевники, причем кочевники повелевали пахарями. “Скифами-пахарями” Геродот называет предков славян — трипольцев, представителей других племен, населявших верховья и середину Днепра и пойму Ворсклы. Не раз в дальнейшем менялись названия “пастухов-кочевников” — от киммерийцев до гуннов, приходивших с востока в донские и днепровские степи. Это во многом совпадает с преданиями о русской земле, сохранившимися в летописи XII века под названием “Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть”, где рассказывается, как со славянских племен полян, северян, радимичей брали дань степные кочевники хозары. Кроме них, по степи кочевали более дикие племена печенегов, позже — половцев; проходили гунны, булгары.
А. А. Киселев. С горы. 1886 год
В разных источниках описываются племена, селившиеся по равнинной части России: финно-угорские — мери, мордва, балто-финские — веси, славянские — венеды (венеты), анты и склавены. Были сведения и о завоевателях, ходивших походами на эти племена — аварах, или обрах, как их называет летопись. Она же повествует и об аварском владычестве над славянами в VI—VII веках. В византийских хрониках и исторических сочинениях много говорится о славянах, причинявших хлопоты императорам своими нападениями на империю. Когда же на эти земли пришли хозары, они встретили восточных славян в местах, описанных в “Повести временных лет”, на берегах Днепра и Буга.
До сих пор нет точных сведений о том, когда и как появились славяне на территории, считавшейся с времен Киевской Руси исконно русской. В Повести о начале Русской земли не сказано, когда пришли славяне на эти земли, она рассматривает их жизнь уже на Дунае и говорит о двух ветвях славян — западной и восточной. Арабский историк и путешественник Масуди (конец IX века—956/957), писавший о восточных славянах в сочинении “Золотые луга”, рассказывает, что “некогда одно из многих племен, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена и каждое племя выбрало себе отдельного царя” [141, с. 21]. Автор называет господствовавшее племя волынянами (русские источники их именуют дулебами), распространяя это имя на все население. В VII—VIII веках восточные славяне стали называться русами или росами, предположительно от названия одного из племен, жившего на границе с хозарами, между Днепром и Доном. С IX века “Русь” — первоначальное название государственного образования восточных славян, а затем — до XII века — территории Киевской Руси.
Знаменитый русский историк В. О.Ключевский (1841—1911) считает, что восточные славяне, образовавшие русский народ, перебрались на равнины со склонов Карпат. Он же называет главным фактором появления государства российского постепенное передвижение этих племен с одних территорий на другие, т. е. своеобразную колонизацию земель. Славянское население, пишет В. О. Ключевский,— “распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые” [140, с. 13].
Н Святилище аграрного культа. Трипольская культура
В повести о начале Русской земли упоминаются племена, поселившиеся на равнине: поляне (у среднего Днепра), древляне (у Припяти), волыняне, или дулебы (у Западного Буга), северяне (у Десны и Сулы), вятичи (у Оки), кривичи (у Западной Двины и Волги), полочане (у озера Ильмень), новгородские славяне (у реки Волхов). Но в ней не говорится, в каких отношениях внутри себя и друг к другу они состояли, были они союзниками или их ничто не связывало. Одно ясно: все эти племена представляли собой родовые союзы: “живяху каждо съ своимъ родомъ и на своихъ местехъ, владеюще каждо родомъ своимъ”[102, с. 8].
Особенностью родового союза славян был патриархальный уклад, при котором власть принадлежала родовому старшине, а имущество было нераздельным. Основой рода были почитание предков и другие общие для рода культы. Ключевский пишет, что расселяясь на значительные расстояния друг от друга, среди лесов и болот, родичи помнили кровное родство, хранили обычаи и предания, но житейские отношения все менее связывали их. Все это оставило свой след в памятниках духовной культуры, в первую очередь в мифологии.
До нас древняя славянская мифология дошла в разрозненном виде, поскольку в период крещения Руси она оказалась запретной. Тех, кто, невзирая на страх смерти, сохранял языческие верования, уничтожали без жалости огнем и мечом. Поэтому, рассыпавшись по новым верованиям, местным обычаям и традициям, она сохранялась лишь частично в народном сознании, но не в официальной культуре. От древнерусской мифологии сохранились две ветви верований: поклонение природе и культ предков.
С Славянские языческие божества
Д И. Я. Билибин. Водяной
Д Парные женские божества — Рожаницы
Родовые связи постепенно распадались, а собственность делилась. Разрушались и родовые союзы, хотя сохранялось единство языка и верований. Связи между частями рода и другими родами выступали уже в виде различных соглашений, в том числе брачных. В каждом роду невест было мало, поскольку существовало многоженство (жена в доме — дополнительные рабочие руки), поэтому невест “умыкали” (крали) из других родов, иногда по предварительному соглашению с ними, иногда по уговору только с невестой. Чтобы не возникло вражды из-за “умычки” невест из другого рода, совершался выкуп невесты у ее родственников — вено. Позднее вено превратилось в продажу невесты жениху ее родственниками по взаимному соглашению, без умычки — ее заменил обряд хождения зятя “по невесту”.
С распадением родовых связей постепенно складывается производящее хозяйство, тем более, что еще до IX века у славян появляются железные орудия труда. Возникновение ремесла отделило новую сферу деятельности от земледелия. Сначала появились профессии, связанные с обработкой металлов (кузнечное дело) и производством гончарных изделий. Добытый из болотных руд бурый железняк обрабатывали в сыродувных печах, получая пористую массу — “крицу”, содержащую шлаковые включения. Знали уже и некоторые способы получения стали. В изготовлении керамики скоро достигли такого мастерства, что ее стали производить не только для собственных нужд, но и для продажи, и мастера ставили на них свои клейма. Известными были ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и другие ремесла. Поселения, где существовало развитое ремесленное производство, превращались в города: одни образовывались вокруг княжеских крепостей, другие основывались как военно-оборонительные пункты.
Так появились Киев, Переславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Туров и др. Здесь строились небольшие избы, которые топились “по-черному”, в них жили ремесленники, сюда приезжали на торг крестьяне из окрестных мест и заморские купцы, пробирающиеся “из варяг в греки” и обратно. Ключевский считает, что города возникали в основном как центры торговли. Например, Киев возник на рубеже между лесной и степной полосами южнорусской равнины: “Лесная полоса своим пушным богатством и лесным пчеловодством (бортничеством) доставляла славянам обильный материал для внешней торговли: меха, мед, воск стали главными статьями русского вывоза”. Степняки же поставляли скот и все, что связано со скотоводством. Первоначально места для торговли, “для гостьбы, как говорили в старину, назывались погостами. Из этих мелких рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши крупнейшие города по Днепру и его притокам” [141, с. 27, 28].
Скоро города стали земельной собственностью князей. Князь в прежние времена был предводителем военного образования — дружины, которая совершала захватнические набеги в поисках военной добычи и защищала свою общину от таких же набегов. Впоследствии за защиту общины князь и его сподвижники брали с населения плату или требовали содержания. Постепенно (при распадении родовых отношений) они приняли на себя не только ответственность за безопасность поселений, окружающих городище, но и собственность на земли вокруг города или села, где размещался князь с дружиною. Появились города, целиком принадлежащие князьям: Вышгород, Изяславль, Белгород. Села, тяготеющие к этим городам, также становились княжеской собственностью. На камнях, столбах, отмечающих границы княжеских владений, наносились тамги — знаки собственности. Князья сажали на обработку своих земель пленников — холопов, челядинов, либо превращали в холопов свободных общинников. Следом за князем владельцами земли становились дружинники, получая ее в дар от князя или захватывая у свободных родовых общин. Так постепенно Русь подошла к созданию государственности.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14