Краткое резюме
Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость каждой культуры. Но помимо разделяющих их особенностей нужно отметить и общие черты, характеризующие всю восточную культуру.
1. Организация общества на Востоке всегда связана с централизованным государством, имеющим деспотическую монархию — такую форму правления, при которой монарх не только имеет абсолютную власть, но и обожествляется. Начиная с Древнего Египта, государь считался на Востоке воплощением бога на земле (Египет), его сыном (Китай) или представителем (исламский мир). Восточное государство всегда воспринимается его подданными как непререкаемый авторитет или внешняя сила, которой отдельный человек не способен противостоять. И вошедшая в поговорки восточная покорность, и кровопролитные бунты, возникающие как протест,— выражение именно этого качества. Поэтому все без исключения восточные государства имеют сильный бюрократический аппарат, армию, которые всегда готовы поддержать власть. На авторитете силы держалось, да часто и доныне держится почтение к властям. Властелина можно не любить, не обязательно уважать, но невозможно и опасно ему перечить — так строится культура отношений человека с государством на Востоке. Характерно и то, что на Востоке почти никогда не было в прошлом демократии.
2. С сильной государственностью прочно связано иерархическое устройство общества. Оно может выступать в виде узаконенной традиции, как в Индии, в виде четко обусловленных отношений между слоями общества и в регламентированных правилах поведения, одежды, общественных отношений, как в Китае, или любым другим образом. Оно существует во всех странах Востока, учитывается в общении, требует почтительного отношения к вышестоящим и достаточно пренебрежительного — к нижестоящим, причем последнее не считается чем-то предосудительным или неприемлемым, оно просто принимается как данность. И в Китае, и в Японии “потерять свое лицо” — это значит вести себя не так, как предписывает твое положение в этом мире. Может быть, поэтому для Востока чаще всего важно выглядеть так, как предписано. Человек на Востоке — пленник многочисленных норм, диктуемых ему государством, религиями, традициями.
3. Еще одна общая для восточной культуры черта — ее традиционность. Попытки сохранить и продолжить в настоящем традиции, складывавшиеся на протяжении истории, присущи всем восточным цивилизациям и в прошлом, и в настоящем. В этом стремлении восточные культуры могли стать закрытыми для влияния со стороны, как это имело место в Японии. Они могли стремиться к неизменности и понимать все новое, как хорошо забытое старое, и в этом своем стремлении искать в прошлом любые связи, чтобы соединить его с настоящим неразрывными отношениями, как это было в Китае. В качестве охраняющего начала может выступать религия, представляющая своих сторонников “правоверными”, а противников — “неверными”, как в исламском мире. Но при всем разнообразии методов главная цель — уберечь традиции и буквально им следовать — сохраняется на Востоке. В сознании людей Востока традиция может восприниматься как некая святыня, может выступать на обыденном уровне как привычное поведение, как уклад жизни, но здесь крайне редко заметно заимствование иного, внешнего. Это внешнее по отношению к данной культуре может так и оставаться внешним: японец, например, достаточно легко применяется к европейской культуре, но внутренне остается приверженцем традиций своей культуры. Исламское же враждебное отношение сохранило в себе еще родовое недоверие к чужим и родовую гордыню. “Бедуинское племя рассматривало себя единственным носителем и хранителем традиционных добродетелей. Все, кто не принадлежал к данному племени, были для него людьми “второго сорта”, племенными законами не охраняемыми. После создания мусульманской общины эта черта племенной психологии легко оформилась в уничижительное отношение к “иноверцам” [105, с. 60].
4. Общие моменты можно выделить и в религиях Востока. Они чаще всего не имеют персонифицированного божества, обладают космическим характером, связывая каждого человека со всем мирозданием. Отметим некоторое противоречие, заложенное в характерах восточных религий. С одной стороны, они не несут в себе страстности, экстаза, жертвенной аффектации, слишком сильной эмоциональности, как это характерно для христианства, и в этом смысле обращены скорее к рациональной сфере человека. И в буддизме, и в даосизме, и в конфуцианстве нужно познать карму, дао и др. В этих религиях понимание ведет к совершенству и последующему блаженству. Самоуглубление, самосовершенствование, самопознание связаны с сознательным, логическим отношением к основам религии.
С другой стороны, поклонение обожествленным правителям, почитание мифических героев, поклонение природе (Япония) полны самых сильных эмоций, достаточно явно и ярко проявленных в исламском мире и скрытых под маской предписаний в дальневосточных культурах. Эта эмоциональность проявляется в оформлении религиозных ритуалов, несущих в себе сильное эстетическое начало во всем, что сопутствует религии в сфере повседневного существования людей. Именно здесь могут вырваться сильные страсти, реализуемые в восстаниях (всегда на Востоке жестоких, кровопролитных и так же жестоко подавляемых), в религиозных войнах, как бы опровергающих всю ту мудрость, познание и разумность, которые постулируются самой сутью религии, за утверждение основ которой ведется война.
5. Из особенностей культуры Востока необходимо отметить, что интегрирующим началом в ней, независимо от того, о какой конкретной культуре идет речь, является мораль. Мораль становится основой государственности практически любой восточной религии, морализированием наполнено искусство. Мораль Востока опирается на осознание человеком самого себя, на поиск в себе сторон, которые свяжут его с обществом, миром, космосом, вечностью. Часто бывает трудно выделить, что было исходным моментом: традиции сформировали те или иные правила морали или мораль предписала людям традиции. Рациональность западных цивилизаций может рассматривать свою мораль как нечто, подвергающееся анализу, Восток же принимает мораль и ее нормы как данность, которая не анализируется, не обсуждается, а выполняется. В этом смысле для Востока мораль — это тот абсолют, который должен править миром или правит им.
6. Особое место во всей культуре Востока занимает образ мудреца, гуру, учителя.
Знание во всех восточных культурах оказывается непреходящей ценностью, которая воспринимается дороже, чем власть, богатство или здоровье. Без знания нет культуры, морали, религии [117, с. 80, 81]:
Учись и познавай! В превратностях судьбы
Познания твои — одно твое спасенье.
Кто знания щитом себя вооружил,
Тот в шуме бытия не знает треволненья.
(Насир Хосров)
Носителем знания выступает учитель, который может даровать ищущему все, что сделает его сильным, защищенным и ценным. Поэтому имена древних учителей Востока, прославленных мудрецов, стали для многих священными как в прямом, так и в переносном смысле: Лао-цзы, Конфуций, Будда Гаутама, Авиценна, Омар Хайям — это значительные фигуры не только для восточной, но и для всей мировой культуры.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14