§ 2 Основные этапы развития первобытной культуры
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей в качественно новых способах ее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва, гомеостазис (греч. homoios “подобный, одинаковый” + stasis “неподвижность, состояние”). Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группу людей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для него следующей экологической нишей.
Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог быть значительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависело от точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община [3].
Существование матриархата [лат. mater (matris) “мать” + греч. arche “власть”], понимаемого буквально как господство женщины в семье и обществе, условно. Можно предположить, что где-либо были и такие формы отношений, но в основном мы встречаемся с матрилинейностъю — счетом родства по линии матери, поскольку первобытное сознание долго не понимало роли мужчины в брачных отношениях, считая, что женщины рожают “сами из себя”, о чем говорит множество мифов. Поэтому в раннепервобытной общине основной ценностью считалась женщина как носительница и охранительница жизни. Преклонялись перед ее способностью к деторождению и выкармливанию детей, о чем говорят самые древние статуэтки, так называемые “палеолитические Венеры”, где нет и проблеска духовности, присутствуют лишь биологические признаки пола.
Р "Вестоницкая Венера" из обожженной глины
В этот период человеской культуры общество существовало как родовая семья. Все ее члены — родственники по крови, каждый из которых не отделял себя от остальных: и мужчины, и женщины равно участвовали в общественно-полезном труде, поэтому внутри общины не могло быть господства и подчинения [3, с. 190], отсутствовало принуждение моральное или физическое, как и попытки уклониться от работы.
Данные этнографов сообщают, что люди первобытной общины знали повадки животных, могли ориентироваться по звездам и солнцу, разбирались в полезных растениях, строили предположения о погодных явлениях, имели достаточные сведения о свойствах материалов, из которых изготовляли необходимые предметы.
В условиях раннепервобытной общины медленно — на протяжении тысячелетий — накапливаются сведения о мире и постепенно изменяются отношения внутри общины. Как мы отметили, на ранних ступенях развития брак был групповым — полигамным (греч. poli “много” + gamos “брак”), и только потом появилась моногамная семья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживания и общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, что по взаимному соглашению брачные пары в принятый в данной родовой общине период года соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другом никаких обязательств. В следующий брачный период они могут сохранять своих партнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду, который их кормил и воспитывал.
Чтобы регулировать брачные отношения, супруги не селились вместе, а оставались жить в своих группах, встречаясь друг с другом эпизодически (вспомним что древним нужно было регулировать рождаемость для обегчения передвижений всего сообщества). До сих пор у тех народов, которые живут на стадии, напоминающей описываемый период, сохранились обычаи обособления мужчин и женщин.
Существуют древние сказания о племени женщин-воительниц — амазонках [греч. атагоп а + mazes "грудь" (для удобства стрельбы из лука девочкам выжигали правую грудь)]. Согласно легендам, в определенное время амазонки вступают в брак с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек.
Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супруги все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобытной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе. Подрастая, мальчики проходили обряд инициации (лат. initium “начало”), перехода во взрослое состояние и пополняли мужскую группу. Родство осознавалось лишь горизонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. “Люди рождались в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу” [3, с. 199]. (Вспомним главную фразу-заклинание в сказке о Маугли Р. Киплинга: “Мы с тобой одной крови!”). Изобретения этого времени не покажутся современному человеку значительными, но они определяли новый уровень отношений с природой. “Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумал копьеметалку и лук, в 2—3 раза увеличил дальность полета разящего оружия”. Более всего в этом преуспели “лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя” [3, с. 206]. В раннепервобытной общине появились зачатки счета предметов, отсчета времени (по природному а;:гндарю), представления о пространстве тоже были связаны с окружающей средой: например, “близко” — в пределах видимости и безопасности.
Появляется рисуночное письмо — пиктография (лат. pictus “нарисованный” + греч. grapho “пишу”), соединившая в себе попытки зафиксировать и передать информацию с зачатками искусства. Археология убеждает нас, что прежде всего появилось изобразительное искусство. Это можно связать и с магическим мышлением, когда правильное изображение животного (а найдены изображения только животных) придавало древнему человеку уверенность в том, что он овладеет этим животным и в реальной жизни. Высказывается также мысль о том, что эти изображения могли служить своеобразным “наглядным пособием” для охотника в его повседневной практике. Обе эти мысли находят подтверждение в находках, которые сохранили изображения животных со следами действий, совершенных орудиями охоты.
Среди памятников первобытного искусства того времени — живопись, рельефы, скульптура, орнаментальные рисунки в виде кругов, зигзагов, прямоугольников, выполненные в цвете при помощи естественных природных красителей. Сохранились рисунки, изображающие танцы, музыкальные инструменты, выполненные из рога и трубчатых костей, ударные инструменты (в их наиболее примитивной форме), простейшие струнные с жилами животных, натянутыми на деревянных основаниях.
Д Рисунок мамонта с изображением сердца. Испания
Главное отличие позднеродовой общины от ранней — в том, что она начинает производить необходимые продукты. Возникновение и развитие скотоводства и земледелия привело к появлению культурных растений, к селекционному отбору животных, к обработке всего, что сопутствовало основным видам деятельности: выделке шкур, поделкам из рога, кости и др.
Производящее хозяйство требовало другого образа жизни. Если в период потребления люди должны были часто менять место обитания, то теперь они тяготеют к оседлости (кроме кочевых племен, связавших свое существование с разведением скота).
Интенсивнее развиваются каменные орудия труда, необходимые теперь для прочного хозяйственно-бытового обустройства на месте постоянного проживания. Изготавливаются мотыги, серпы, ступки для растирания растений, лодки, различные ловушки, капканы, часто сложной конструкции. Настоящим новшеством стало появление керамики. Изготовлением керамических изделий занимались преимущественно женщины. Отметим, что уже тогда посуда подвергалась обжигу, что позволило улучшить технологию приготовления пищи.
Все это постепенно приводит к разделению труда, когда определяющим является не половой или возрастной, а профессиональный принцип. То или иное занятие может закрепляться в группе и позднее даже наследоваться. Но главное заключается в том, что становится возможным обмен продуктами с другими группами людей. Эти изменения повлияли и на численность сообщества, которая в отдельных случаях доходила до тысячи человек.
В условиях нового способа ведения хозяйства усилилась роль мужчин, хотя женщины продолжают выполнять значимую часть работы. Они занимаются земледелием, мужчины — скотоводством, производством орудий труда, охотой. Домашнее хозяйство тогда и стало сферой женского труда. Мужчинам доставалась более опасная и трудная работа, женщинам — более кропотливая. Нельзя сказать, что женщины утратили свое значение. Их роль была велика. Об этом говорил миссионеру один из ирокезов: “Без женщин мы вели бы жалкое существование, так как в нашей стране именно женщины сеют, сажают, взращивают зерно и овощи, готовят пищу для мужчин и детей” [3, с. 293].
Как только изменилась роль женщины в обществе, изменилось и отношение к браку. За жену стали платить выкуп, как за рабочую силу. Сначала выкуп был в форме отработки, а затем — в виде тех или иных материальных ценностей.
Появились новые обряды и церемонии, новые формы отношений между людьми, желание упорядочить их. С одной стороны, возникают договоры между родами, которые впоследствии вполне могли стать основанием для законодательства, сохранившегося у европейских варваров до средних веков в виде разных “правд”, при помощи которых вершился суд и устанавливалась понятная соплеменникам справедливость. С другой стороны, образуются новые ценности, связанные уже не только с удачной деятельностью, но и с имущественным положением и авторитетом человека в обществе, который приобретался благодаря его силе, уму, способности влиять на людей или каким-либо сверхъестественным качествам. Для поддержания своей значимости соперничают друг с другом, устраивают пиры, совершают обмен дарами “с переплатой”, чтобы поставить того, кому делался этот дар, в зависимое положение и обеспечить себе сторонника [3, с. 243].
И Сцена охоты. Наскальное изображение. Алжир
Разделение труда выделило из общей массы людей тех, кто осуществлял магические действия и ритуалы, однако в прямом смысле этого слова руководителем общины такой человек не являлся: он мог лишь ссылаться на разные знамения, истолковывая их таким образом, чтобы можно было принять или отвергнуть какое-либо решение.
Военные вожди появляются довольно поздно и не во всех племенах. Кроме того, их влияние ограничивалось рамками деятельности, связанной с защитой племени или нападением на другие племена. Власть же в полном смысле этого слова стала принадлежать всем этим категориям только тогда, когда цели и интересы людей, составлявших прежде общину, разделились, а связи между ними ослабли. Но это происходит вместе с разложением первобытного общества.
Развитие существующих и появление новых отношений сказалось на духовной жизни общества. Постепенно накапливались и в некоторой степени систематизировались сведения о мире, развивались искусство, мифология, религия. В позднеродовой общине начали появляться зачатки математики, для счета использовались камешки, шнуры с узелками и др. Эти же и другие предметы выступали и как носители информации, напоминающие пиктографию.
Искусство с развитием абстрактного мышления становится более условным в изображении мира. Эти условности оказываются многомерными; они по-прежнему несут в себе магическое начало. Воспроизведение в искусстве различных явлений мира связывалось с овладением ими. Точно исполненный ритуальный танец охотников означал, что и сама охота будет успешной, близкое к натуре изображение животного означало, что человек получил над ним власть. Но если раньше только ожидали желаемого результата, то теперь пытаются повлиять на мир при помощи специального действия: осмеять божество, чтобы оно могло себя оправдать добрым делом, помочь природе, действуя вместе с ней или аналогично ей. Возникают специальные ритуалы, призванные помочь плодородию земли или увеличению количества скота, которые проявлялись в танцах или театрализованных действах.
Изменяются и религиозные взгляды. В позднеродовой период развития культуры они усложняются по мере усложнения человеческого знания природы и самих себя. Складывается вера в защитную силу духов предков, а позже и в магическую силу некоторых соплеменников, которым отводится лидирующее положение в обществе, что становится предпосылкой возникновения власти авторитарной, не связанной ни с родственными отношениями, ни с какой-либо выборностью. Но это — уже другой уровень развития общества, другие отношения, другая культура.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14