logo
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

Культура быта

Культура быта это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.

На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению” [129, с. 14]. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.

Готический стиль (слева) и стиль рококо (справа)

Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурных норм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравните основные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одежда людей каждого периода.

Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное в организации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды.

В

Национальный центр

культуры в Праге.

Интерьер

ряд ли можно сказать, что количество или меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, что театр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очерки бурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра” великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людей связывает с символической картиной конца света, полагая, что его главным симптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека.

Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.