§ 2 Общественная мысль и философия в начале века
В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считает, что нужно продолжать борьбу, сделав ее еще более беспощадной. Радикалы были не только среди анархистов или революционно настроенных масс, но и во вполне консервативном правительстве. На картине И. Е. Репина “Заседание Государственного Совета” среди других лиц — лицо обер-прокурора Синода Победоносцева с жестко поджатыми губами, лицо человека, который был вдохновителем черносотенцев и травли инаковерующих, считая их повинными в кризисе российского общества. Министр внутренних дел, шеф жандармов, В. К. Плеве видел выход из кризиса власти в “маленькой, победной войне”. И такая война состоялась, хотя победы и не принесла. Это была злополучная русско-японская война, от которой остались чувство недоумения и гнева, множество инвалидов, песня о героическом крейсере “Варяг” и горечь поражения. Эта война только усугубила настроения недовольства правительством.
И. Е. Репин. Заседание Государственного Совета
Наряду с радикальными направлениями было множество более или менее либеральных течений, так или иначе связанных с политической деятельностью. В российском обществе складываются политические партии, каждая из которых предполагала совершенно особый путь выхода России из тупика. Среди этих партий можно выделить партии социалистической ориентации — социал-демократов, впоследствии разделившихся на большевиков и меньшевиков, партию социалистов-революционеров (эсеры), предлагавшую путь к социализму через крестьянскую общину, и партию анархистов, желавшую достичь сокровенного “анархического коммунизма” путем “восстания и прямого нападения, как массового, так и личного, на угнетателей и эксплуататоров” [124, с. 66]. Либералы же, такие, как конституционно-демократическая партия (кадеты), выдвинули множество самых разных требований к принципам управления страной, в том числе — равенство всех перед законом, свобода вероисповедания, ликвидация паспортной системы. Среди либералов были многие профессора университетов, известные адвокаты, врачи и политики, такие, как П. Н. Милюков, (впоследствии автор большого исследования по истории русской культуры). Однако при всех прекрасных устремлениях они не предложили конкретного способа реализации своих программных принципов. Другие либералы — октябристы предлагали союз монарха с народным правительством.
Все эти многочисленные партии рисовали разные пути осуществления преобразований в России, но из всех иллюзий, известных широким массам, наиболее привлекательной была иллюзия всеобщего равенства, имевшая глубокие корни, уводящие к христианским идеям о равенстве [337]. Развитие образования и стремление к нему трудящейся части общества усиливали надежды на некую всеобщую справедливость. Еще задолго до событий 1905 года глава московской охранки В. С. Зубатов разрешил различные рабочие собрания с целью образования, благонадежного и трезвого времяпрепровождения. В таких кружках выступал, например, известный русский физиолог И. М. Сеченов (1829—1905), но их мог использовать для своей деятельности и небезызвестный Гапон, которого считают организатором шествия к царю массы рабочих Петербурга, расстрелянных 9 января 1905 года.
В это время кое-где появляются бесплатные народные библиотеки, воскресные школы и прочие очаги народного просвещения, но практически все они и их деятельность были регламентированы официальными организациями.
Этому бурному времени, как воздух, нужна была теория, система взглядов, которая смогла бы придать смысл многим беспорядочным действиям людей в период кризиса, в период исканий, в период утери прежних идеалов, какими бы они ни были.
Казалось, что вся Россия начала искать вечные истины. Создаются крупные мистические теории своего времени (например, тайная доктрина Блаватской), в России можно встретить буквально все виды поиска новых форм жизнедеятельности и творчества, которые существовали в европейской культуре. Возрождается идеалистическая религиозная философия, которая ищет социальную правду в новой форме богословского сознания, в соединении рационализма и религии.
В философии этого времени можно выделить два направления: религиозное и материалистическое. В это время Россия дала миру целое созвездие религиозных философов, которые смогли в какой-то мере определить развитие интеллектуальной культуры и в России, и за рубежом, оказав влияние на развитие такого направления философии как экзистенциализм.
Впервые в России была создана крупная философская система. В. С. Соловьев, сын известного русского историка С. М. Соловьева, в своей теории проповедует идею всеединства. Он предлагает картину мироздания, основанную на идее абсолютного, идеального начала — Бога. В этой картине мира действительность рассматривается как единство Бога, космоса, человечества, истины, добра и красоты. Бог здесь выступает как Абсолют, обладающий созидательной возможностью. В. С. Соловьев дает свое понимание Бога как “потенциальное состояние духа, воли, истины и чувства красоты; как проявление и утверждение себя в другом Бог есть Логос (разум); как возвращающаяся к нему душа Бог есть София” [300, с. 232]. Двигателем мирового прогресса для Соловьева становится душа мира — София, которая раскрывается как “идеальное человечество”, в созидательной деятельности. Соловьев считает, что без человека не может быть и деятельности Бога, что Бог не может существовать без человека, поэтому цель всего человечества — через деятельность каждого человека превращение в Богочеловека. Пожалуй, впервые Соловьев, вопреки положениям православия, утверждал, что судьба человечества в его собственных руках и не даруется свыше, нужно лишь, чтобы люди умели творить добро.
Н. А. Бердяев в рамках религиозного экзистенциализма рассматривал божественное начало в человеке как определяющее его совесть и личное достоинство, приводящее к свободе, ответственности, творчеству. Для него Дух, Бог проявляется в творческой деятельности человека, в сознании духовно одаренных, святых людей. Это духовное, человеческое начало противопоставляется природе, к которой он относит вещные объекты. В отличие от духовного все объекты природы существуют в разделенности, замкнутости, враждебности друг к другу. В этом низшем мире может оказаться и человек, не одаренный духовностью. Он связан с отказом человека от Бога, с его грехопадением. Бердяев пишет: “Зло порождает мир, скованный необходимостью” [30, с. 91]. Этот мир — мир отчуждения, вражды, страдания. Лишь творческая деятельность человека может преодолеть это отчуждение, внося в мир духовное, божественное начало.
Общественная мысль России в начале века вместе с искусством постоянно находится в поиске дальнейших форм существования России и мира в целом, в поиске некоего выхода, отыскания такого пути, который приведет к вселенскому свету и счастью. На перекрестке таких исканий и возникает космическое направление научно-философской мысли — космизм. Это направление рассматривает человека в соотношении его не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. Деятельность человека, да и он сам, его духовный мир вполне соразмерны космосу, и эта идея — идея соразмерности человека космосу — интересовала людей науки (Н. А. Умов, 1846—1915; К. Э. Циолковский, 1857—1935; В.И.Вернадский; А.Л.Чижевский, 1897—1964), она привлекала религиозных теоретиков (Я. Ф. Федоров, 1828—1903; П. А. Флоренский), она была присуща искусству (А. В. Сухово-Кобылин, 1817—1903). Н. А. Умов предполагал, что наступит “голод железа, нефти, угля” [298, с. 436], а возможно, и хлеба, поэтому, с его точки зрения, необходимо рассматривать возможности внеземного бытия человечества. Таким образом, космос для Умова — это не только предмет исследований, но и то, что может даровать человеку жизнь на грани любой земной катастрофы. Для космоса Земля — лишь временное место обитания людей. Для К. Э. Циолковского космос также является местом будущего расселения людей, а человека он рассматривал в слиянии с природой, космосом. Он в своих трудах рассчитал и описал конкретные формы и способы обитания в космосе, технические вопросы, связанные с транспортировкой людей. Но кроме этого, он предполагал и совершенствование духа будущих людей, достойных этой космической, а значит (по Циолковскому), и свободной жизни. Он считает, что в будущем появятся новые люди, которые “будут уже как бы прирожденными гражданами эфира, чистых солнечных лучей и бесконечных бездн космоса” [319, т. 2, с. 137].
Космизм имеет своим источником древние представления о мире как о космосе, т. е. упорядоченной, гармонизированной Вселенной. Такие взгляды с древности были известны как на Востоке, так и на Западе.
В русле космизма работал и В. И. Вернадский, создавший учение о ноосфере — о сфере разума, в которую закономерно переходит биосфера в процессе ее поступательного развития. Вернадский считал, что человек, пока он убивает, истощает свою биосферу и не может стать бессмертным. Только тогда, когда он сможет, как растения, использовать для своей жизни солнечную энергию, он может завоевать бессмертие. Циолковский также искал пути к бессмертию человека, полагая, что это — путь этики, поскольку только тогда, когда “все живое благоденствует”, жизнь становится непрерывной. Его сподвижник Умов высказывал мысль о том, что путь к бессмертию лежит через преодоление хаоса, беспорядка любовью и творчеством. Большую роль в развитии этих взглядов сыграл буддизм с его идеей непрерывного перерождения человека.
Религиозный космизм Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева искал связи человека и человечества с космосом через Абсолют, Бога, через мировую душу. Н. Ф. Федоров отмечал, что человек является не только созидающим началом, но и разрушающим, в нем заложено и благо, и зло. Поэтому смысл существования — в преодолении зла.
Значимость этих философских идей заключена в их антропоцентризме, в гуманизме. Человек в них выступает как ценность особого рода: ценность, которая может действовать саморазвивающимся и самоуничтожающимся образом.
Другую ветвь русской философии начала века составляли материалистические теории, почерпнутые из идей европейских материалистов, в основном из марксизма. Распространение марксизма в России было не случайным: в той политической и социальной сумятице, в которой пребывала страна, требовалось учение, которое могло бы предложить конкретные пути осуществления прекрасных идей, представленных в различных теориях и политических программах. Марксизм, делающий главный упор на деятельность, активность, с его конкретными практическими программами стал наиболее приемлемым. Развитие марксизма в России связано главным образом с именами Г. В. Плеханова (1856—1918) и В. И. Ленина (1870—1924).
Все это многообразие идей, суждений, чаяний и действий преломлялось в искусстве, также вступившем в период поиска новых путей, новых тем, сюжетов, новых форм и методов.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14