logo
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

§ 2 Общественная мысль и философия в начале века

В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считает, что нужно продолжать борьбу, сделав ее еще более беспощадной. Радикалы были не только среди анархистов или революционно настроенных масс, но и во вполне консервативном правительстве. На картине И. Е. Репина “Заседание Государственного Совета” среди других лиц — лицо обер-прокурора Синода Победоносцева с жестко поджатыми губами, лицо человека, который был вдохновителем черносотенцев и травли инаковерующих, считая их повинными в кризисе российского общества. Министр внутренних дел, шеф жандармов, В. К. Плеве видел выход из кризиса власти в “маленькой, победной войне”. И такая война состоялась, хотя победы и не принесла. Это была злополучная русско-японская война, от которой остались чувство недоумения и гнева, множество инвалидов, песня о героическом крейсере “Варяг” и горечь поражения. Эта война только усугубила настроения недовольства правительством.

И. Е. Репин. Заседание Государственного Совета

Наряду с радикальными направлениями было множество более или менее либеральных течений, так или иначе связанных с политической деятельностью. В российском обществе складываются политические партии, каждая из которых предполагала совершенно особый путь выхода России из тупика. Среди этих партий можно выделить партии социалистической ориентации — социал-демократов, впоследствии разделившихся на большевиков и меньшевиков, партию социалистов-революционеров (эсеры), предлагавшую путь к социализму через крестьянскую общину, и партию анархистов, желавшую достичь сокровенного “анархического коммунизма” путем “восстания и прямого нападения, как массового, так и личного, на угнетателей и эксплуататоров” [124, с. 66]. Либералы же, такие, как конституционно-демократическая партия (кадеты), выдвинули множество самых разных требований к принципам управления страной, в том числе — равенство всех перед законом, свобода вероисповедания, ликвидация паспортной системы. Среди либералов были многие профессора университетов, известные адвокаты, врачи и политики, такие, как П. Н. Милюков, (впоследствии автор большого исследования по истории русской культуры). Однако при всех прекрасных устремлениях они не предложили конкретного способа реализации своих программных принципов. Другие либералы — октябристы предлагали союз монарха с народным правительством.

Все эти многочисленные партии рисовали разные пути осуществления преобразований в России, но из всех иллюзий, известных широким массам, наиболее привлекательной была иллюзия всеобщего равенства, имевшая глубокие корни, уводящие к христианским идеям о равенстве [337]. Развитие образования и стремление к нему трудящейся части общества усиливали надежды на некую всеобщую справедливость. Еще задолго до событий 1905 года глава московской охранки В. С. Зубатов разрешил различные рабочие собрания с целью образования, благонадежного и трезвого времяпрепровождения. В таких кружках выступал, например, известный русский физиолог И. М. Сеченов (1829—1905), но их мог использовать для своей деятельности и небезызвестный Гапон, которого считают организатором шествия к царю массы рабочих Петербурга, расстрелянных 9 января 1905 года.

В это время кое-где появляются бесплатные народные библиотеки, воскресные школы и прочие очаги народного просвещения, но практически все они и их деятельность были регламентированы официальными организациями.

Этому бурному времени, как воздух, нужна была теория, система взглядов, которая смогла бы придать смысл многим беспорядочным действиям людей в период кризиса, в период исканий, в период утери прежних идеалов, какими бы они ни были.

Казалось, что вся Россия начала искать вечные истины. Создаются крупные мистические теории своего времени (например, тайная доктрина Блаватской), в России можно встретить буквально все виды поиска новых форм жизнедеятельности и творчества, которые существовали в европейской культуре. Возрождается идеалистическая религиозная философия, которая ищет социальную правду в новой форме богословского сознания, в соединении рационализма и религии.

В философии этого времени можно выделить два направления: религиозное и материалистическое. В это время Россия дала миру целое созвездие религиозных философов, которые смогли в какой-то мере определить развитие интеллектуальной культуры и в России, и за рубежом, оказав влияние на развитие такого направления философии как экзистенциализм.

Впервые в России была создана крупная философская система. В. С. Соловьев, сын известного русского историка С. М. Соловьева, в своей теории проповедует идею всеединства. Он предлагает картину мироздания, основанную на идее абсолютного, идеального начала — Бога. В этой картине мира действительность рассматривается как единство Бога, космоса, человечества, истины, добра и красоты. Бог здесь выступает как Абсолют, обладающий созидательной возможностью. В. С. Соловьев дает свое понимание Бога как потенциальное состояние духа, воли, истины и чувства красоты; как проявление и утверждение себя в другом Бог есть Логос (разум); как возвращающаяся к нему душа Бог есть София” [300, с. 232]. Двигателем мирового прогресса для Соловьева становится душа мира — София, которая раскрывается как “идеальное человечество”, в созидательной деятельности. Соловьев считает, что без человека не может быть и деятельности Бога, что Бог не может существовать без человека, поэтому цель всего человечества — через деятельность каждого человека превращение в Богочеловека. Пожалуй, впервые Соловьев, вопреки положениям православия, утверждал, что судьба человечества в его собственных руках и не даруется свыше, нужно лишь, чтобы люди умели творить добро.

Н. А. Бердяев в рамках религиозного экзистенциализма рассматривал божественное начало в человеке как определяющее его совесть и личное достоинство, приводящее к свободе, ответственности, творчеству. Для него Дух, Бог проявляется в творческой деятельности человека, в сознании духовно одаренных, святых людей. Это духовное, человеческое начало противопоставляется природе, к которой он относит вещные объекты. В отличие от духовного все объекты природы существуют в разделенности, замкнутости, враждебности друг к другу. В этом низшем мире может оказаться и человек, не одаренный духовностью. Он связан с отказом человека от Бога, с его грехопадением. Бердяев пишет: “Зло порождает мир, скованный необходимостью” [30, с. 91]. Этот мир — мир отчуждения, вражды, страдания. Лишь творческая деятельность человека может преодолеть это отчуждение, внося в мир духовное, божественное начало.

Общественная мысль России в начале века вместе с искусством постоянно находится в поиске дальнейших форм существования России и мира в целом, в поиске некоего выхода, отыскания такого пути, который приведет к вселенскому свету и счастью. На перекрестке таких исканий и возникает космическое направление научно-философской мысли — космизм. Это направление рассматривает человека в соотношении его не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. Деятельность человека, да и он сам, его духовный мир вполне соразмерны космосу, и эта идея — идея соразмерности человека космосу — интересовала людей науки (Н. А. Умов, 1846—1915; К. Э. Циолковский, 1857—1935; В.И.Вернадский; А.Л.Чижевский, 1897—1964), она привлекала религиозных теоретиков (Я. Ф. Федоров, 1828—1903; П. А. Флоренский), она была присуща искусству (А. В. Сухово-Кобылин, 1817—1903). Н. А. Умов предполагал, что наступит “голод железа, нефти, угля” [298, с. 436], а возможно, и хлеба, поэтому, с его точки зрения, необходимо рассматривать возможности внеземного бытия человечества. Таким образом, космос для Умова — это не только предмет исследований, но и то, что может даровать человеку жизнь на грани любой земной катастрофы. Для космоса Земля — лишь временное место обитания людей. Для К. Э. Циолковского космос также является местом будущего расселения людей, а человека он рассматривал в слиянии с природой, космосом. Он в своих трудах рассчитал и описал конкретные формы и способы обитания в космосе, технические вопросы, связанные с транспортировкой людей. Но кроме этого, он предполагал и совершенствование духа будущих людей, достойных этой космической, а значит (по Циолковскому), и свободной жизни. Он считает, что в будущем появятся новые люди, которые “будут уже как бы прирожденными гражданами эфира, чистых солнечных лучей и бесконечных бездн космоса” [319, т. 2, с. 137].

Космизм имеет своим источником древние представления о мире как о космосе, т. е. упорядоченной, гармонизированной Вселенной. Такие взгляды с древности были известны как на Востоке, так и на Западе.

В русле космизма работал и В. И. Вернадский, создавший учение о ноосфере — о сфере разума, в которую закономерно переходит биосфера в процессе ее поступательного развития. Вернадский считал, что человек, пока он убивает, истощает свою биосферу и не может стать бессмертным. Только тогда, когда он сможет, как растения, использовать для своей жизни солнечную энергию, он может завоевать бессмертие. Циолковский также искал пути к бессмертию человека, полагая, что это — путь этики, поскольку только тогда, когда “все живое благоденствует”, жизнь становится непрерывной. Его сподвижник Умов высказывал мысль о том, что путь к бессмертию лежит через преодоление хаоса, беспорядка любовью и творчеством. Большую роль в развитии этих взглядов сыграл буддизм с его идеей непрерывного перерождения человека.

Религиозный космизм Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева искал связи человека и человечества с космосом через Абсолют, Бога, через мировую душу. Н. Ф. Федоров отмечал, что человек является не только созидающим началом, но и разрушающим, в нем заложено и благо, и зло. Поэтому смысл существования — в преодолении зла.

Значимость этих философских идей заключена в их антропоцентризме, в гуманизме. Человек в них выступает как ценность особого рода: ценность, которая может действовать саморазвивающимся и самоуничтожающимся образом.

Другую ветвь русской философии начала века составляли материалистические теории, почерпнутые из идей европейских материалистов, в основном из марксизма. Распространение марксизма в России было не случайным: в той политической и социальной сумятице, в которой пребывала страна, требовалось учение, которое могло бы предложить конкретные пути осуществления прекрасных идей, представленных в различных теориях и политических программах. Марксизм, делающий главный упор на деятельность, активность, с его конкретными практическими программами стал наиболее приемлемым. Развитие марксизма в России связано главным образом с именами Г. В. Плеханова (1856—1918) и В. И. Ленина (1870—1924).

Все это многообразие идей, суждений, чаяний и действий преломлялось в искусстве, также вступившем в период поиска новых путей, новых тем, сюжетов, новых форм и методов.