logo
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

1 Антропология наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.

2 Этнография (греч. ethnos “племя, народ” + grapho “пишу”)— народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особености народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторические взаимоотношения народов.

3 Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.

4 Аксиология (грсч. axia “ценность” + logos “учение”) — учение о ценностях.

5 Геноцид (греч. genos “род, племя” + лат. caedo “убиваю”) — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).

6 Эвристика (греч. heurisko “отыскиваю, открываю”) — наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).

7 Семиотика (греч. semeion “знак, признак”) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

8 Онтология (греч. on, род. п. ontos “сущее” + logos “учение”) — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

9 Феноменология (греч. phainomenon “являющееся” + logos “учение”) — учение о феноменах (явлениях), данных нам в опыте, в чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Термин “ноумен” (поитепоп) введен Платоном.

10 Эргономика (грсч. ergon “работа” + nomos “закон”) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условии и процесса груда. Основной объект эргономики — системы “человек — машина”; метод исследования системный подход.

11 Рефлексия (позднелат. reflexio “обращение назад”') — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

12 Арго (фр. argot) диалект (греч. dialektos “говор, наречие”) определенной социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления на основе специальной (узкопрофессиальной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лексики. Жаргон (фр. jargon) — социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией; иногда так называют искаженную, неправильную речь. Сленг (англ. slang) вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка; то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.

13 Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

14 Традиция (лат, traditio “передача”) — элементы социального и культурного наследия (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.), передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

15 Ассоциация (позднелат. associatio “объединение”) — связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).

16 Иудаизм — религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. в Палестине и распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы — признание единого бога Яхве и богоизбранности еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого завета и Талмуда. Государственная религия Израиля.

17 Римский клуб — международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба.

18 Эстетика (греч. aisthetikos “чувствующий, чувственный”) — философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” — низшей теории познания, дополняющей логику.

19 Ноосфера (греч. noos “разум” + sphaira “шар”) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено Эдуаром Леруа (1870—1954) и Тейяром де Шарденом (1881 — 1955). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

20 Биосфера (греч. bios “жизнь”) — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) — верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.

21 Непра — бог зерна.

22 Мирра — ароматическая смола.

23 Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

24 Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).

25 Пагода (санскр. бхагават “священный”) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

26 У евреев священные книги состоят из трех частей: Танах — Ветхий Завет, куда входили Тора — Пятикнижие Моисея, Небиим — Книги пророков и Хеубим — различные комментарии; у христиан — это Евангелие.

27 Мойры — три богини человеческой судьбы в древнегреческой мифологии.

28 Фаэтон — божество солнца и света в римской мифологии.

29 Vita nuova новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].

30 Диалектика (греч. dialektike “искусство вести беседу, спор”) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.

31 Так в тексте! — А. Б.

32 Лествица (старорус.) — лестница.

33 В язычестве.— Прим. авт.

34 Заброшены.— Прим. авт.

35 Положение.— прим. авт.

36 Термин введен в 60-е годы писателем П. Д. Боборыкиным (1836—1921) и принят в других языках, — А. Б.

37 Гносеология (греч. gnosis “познание” + logos “учение”) — теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

38 А. Печчеи. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1980.— С. 224.

39 Э. Фромм. Догмат о Христе, — М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. — С. 265.

40 Там же. — С. 264.

41 Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 250.

663