§ 5 Искусство Индии
Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники — передавались из уст в уста от брахманов их ученикам. Во-вторых, в древней Индии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить не только автора, но и приблизительное время создания. В-третьих, Индия многонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу. Значение различных языков и диалектов (около 200) в культуре периодически меняется, так, на длинном пути от древности к нашим дням чуть не исчезла поэзия на тамильском языке, поскольку ее роль в индийской культуре оказалась в один из исторических периодов незначительной. Кроме этого, в индийской культуре смешались туземные и индо-арийские традиции. В более поздние времена на острие меча Александра Македонского в Индию проникли и греческие влияния.
В развитии искусства Индии можно условно выделить: этап ведической культуры, этап буддистской культуры, период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.
Р Танцующие девушки. Скульптура из белого мрамора у подножия скалы в храме Дилвара. IX век
Ведическая культура пришла в Индию на устах кочевавших племен. Веды несли в себе не только картину мира, они были также и древнеиндийским эпосом. В I тысячелетии до н. э. на основе вед были созданы и крупнейшие эпические произведения, воспевающие великие деяния героев, войны, которые вели древнейшие государства, возникавшие на территории Индии. Наиболее известны среди них “Махабхарата” и “Рамаяна”. В “Махабхарате” описывается великая битва государства Бхаратов на Курукшере, в “Рамаяне” — подвиги царя Рамы, который считался аватарой бога Вишну.
В Ведах перед нами встает одна из поэтичнейших мифологий мира, включающая в себя не только деяния богов и героев, в ней предстают не только духи, демоны, обладающие необычной силой, не только фантастические существа — огромные черепахи, гигантские слоны, карлики, но и поэтичные описания природы. Например, в “Махабхарате” говорится:
"Царь гор содрогнулся от порывов ветра... и, покрытый согнувшимися деревьями, пролил дождь цветов. И вершины той горы, сверкавшие драгоценными камнями и золотом и украшавшие великую гору, рассыпались во все стороны. Многочисленные деревья, сломанные тою ветвью, блистали золотыми цветами, будто облака, пронизанные молниями. И те деревья, усеянные золотом, соединялись при падении с горными породами, казались там как бы окрашенными лучами солнца" [67, с. 424].
“Махабхарата” всегда почиталась индусами и даже считалась иногда пятой Ведой. В этом эпосе повествуется о борьбе двух родов — Пандавов и Кауравов. Пандавы, сыновья богов, были законными наследниками престола в государстве Бхаратов. Кауравы — коварны, злы, изворотливы, они расставляют всяческие ловушки, но Пандавы, хоть и немногочисленны, одерживают победы. В великой битве на поле Куру они побеждают, уничтожив всех своих врагов, хотя и несут огромные потери (после битвы остается всего пятеро Пандавов), и уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками. В “Махабхарату” включено огромное количество различных эпизодов, рассказывающих о повседневных заботах и делах основных персонажей, что дает некоторое представление о жизненном укладе и самых различных событиях индийской истории. Конечно, фантазия рассказчиков преобразила эту историю до неузнаваемости, но эпос любого народа всегда отражает действительные события и позволяет во многом глубоко понять его культурные основания. В “Махабхарате” постоянно присутствует образ учителя, воспитателя, который дает нравственные оценки каждому деянию, рассуждает по ходу развития сюжета на религиозные и философские темы. “Махабхарата”, по замыслу ее создателей, должна была не столько держать слушателей в напряжении развитием сюжета, трагичностью происходящего, сколько возвышать душу, воспитывать, внушать вечные истины” [212, с. 277].
“Рамаяна” — более поздний эпос, ее герой Рама избавляет людей от жестокого царя, во имя своей любви к царевне совершает разные подвиги, например, ломает лук бога Шивы, который никто не мог даже согнуть. Этот мотив можно найти в мифах разных народов.
Древний индийский эпос стал основой практически для всех других искусств Индии: в нем черпали сюжеты, системы образов, идеалы и понимание Вселенной людей и богов. Многое в архитектуре, скульптуре, поэзии и прозе более поздних веков, в драматургии, музыке и танцах в той или иной форме восходит к древнейшим религиозным, философским, мифологическим корням.
Большая ступа в Санчи. III—I века до н. э.
Сохранились восторженные описания дворцов правителей, произведений скульптуры. Высокие колонны, воздвигнутые в честь какого-либо события, были сплошь покрыты рельефами, в которых боги, люди, священные животные воплощали в себе неисчерпаемую полноту жизни. “Колонны дворца Ашоки были столь ослепительны, что китайский паломник Фа Сянь.., пораженный их великолепием, отказывался верить в рукотворность их создания” [100, с. 155].
Б Храм в Бхуванесвара. XI век
Пещерные храмы (всего 1200) были огромных размеров, хотя и высекались в скалах, например, Тхин-Тхаль, трехэтажный буддийский монастырь в Элуре имел площадь около 800 кв. м. Большинство этих сооружений относится к IV—I векам до н. э. В VII веке, когда в индийском обществе особенно распространился индуизм, в Эллоре был построен храм Шивы (Кайласанатха — одной из аватар Шивы). Эллор считался вершиной мира и местом обитания бога.
В базальтовой скале на глубине 33 метра был создан храм длиной 87 метров. Храм состоит как бы из нескольких храмов, на стенах которых бесконечно шествуют, переплетаются, танцуют, предаются любви скульптурные и рельефные фигуры. Все, что создано руками искусных художников,— монолит: “ни один камень здесь не был разрезан на куски или соединен, все детали высечены из массива горы” [296, с. 19]. Вся храмовая постройка имеет множество элементов, и каждый из них — шедевр и гимн богам и мастерству: ворота с помещениями по бокам, храм священного быка Найди, на котором, по преданию, может ездить Шива, главное помещение для "Нисхождение Ганга". Наскальный рельеф в Махабалипураме. Фрагмент. VII век
молитв, святилище и другие помещения. В каждом помещении такое количество скульптур и рельефов, что невозможно найти свободную поверхность. Нижняя часть храма завершается “трехметровыми фигурами священных львов и слонов, как бы принявших на себя всю тяжесть вершины мира. Сверкающая красота этого символического центра мироздания подчеркивалась белизной отполированной до блеска штукатурки, покрывающей весь ансамбль” [133, с. 116].
П Рельефное украшение над аркой ворот мечети в Кувейте
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
В области литературы были свои проблемы. Во-первых, проблема записи произведений. Их анонимность и устная форма были обусловлены не только традицией, но и влажным тропическим климатом, в котором не мог долго сохраняться материал для письма: листья пальмы, кора и даже бумага, завезенная в Индию мусульманами в XI веке. Во-вторых, проблема языка. Живой язык ариев, язык вед изменялся. Буддизм и джайнизм стремились реформировать не только представления о мире и месте человека в нем, изменениям подвергся и язык. Брахманы же, отстаивая традиции прошлого, предлагали “упорядочить” язык. Так появились литературные языки — санскрит (“обработанный”, “упорядоченный”) и пракриты (“естественный”, “ненормированный”) [137, с. 12]. До нас дошла древнейшая грамматика в мире — грамматика санскрита, составленная индийским ученым Панины в V— IV веках до н. э. Сначала буддизм и джайнизм пользовались пракритами, но после тысячелетнего противостояния двух языков санскрит стал одним из государственных языков Индии. Литературные источники сохранились и на том, и на другом языке. В-третьих, смена религиозных взглядов, борьба разных религий между собой также наложили отпечаток на индийскую литературу. На протяжении веков лучше всего сохранялось то, что не утрачивало своего значения ни в буддизме, ни в джайнизме, ни в других религиозных системах. Поэтому трудно сказать, какое количество произведений утрачено.
О Северные ворота в Санчи
"Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало,— благо. Обузданная мысль приводит к счастью.
Что бы ни сделал враг врагу или ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.
Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, "глупец".
Если кто увидит мудреца, указывающего на недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.
Малознающий человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет" [248, с. 432—445].
Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена. Во-первых, традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.
Во-вторых, динамичность. В отличие от других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.
В-третьих, чувственность. Представляя весь мир, как результат божественной любви сначала индийская мифология, а потом и философско-религиозные учения и, наконец, искусство прославляют чувственную форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира и поэтому также освящена традицией.
В-четвертых, символичность. Искусство соединяет религию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14