logo
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

§ 6 Летописание

Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известный отечественный археолог и историк Б.А. Рыбаков (1908 – 2001), считающий первым свод записей о событиях по годам, перемежающийся различными сказаниями, созданный при Десятинной церкви в Киеве в 996 году. Историк М.Н. Тихомиров (1893 – 1965) относит начало летописания к периоду после крещения Руси и называет первым сводом “Сказание о русских князьях” [291]. Академик Д. С. Лихачев (1906 – 1999) связывает начало летописания с этапом, последовавшим за крещением Руси и отраженным в “Сказании о распространении христиансва на Руси”. Другие авторы приурочивают возникновение летописей к созданию в Киеве митрополии, при которой начали вестись различные хронологические записи.

Как мы уже говорили, большинство книг не сохранилось, в более поздних летописях остались лишь упоминания о некоторых из них. Из тех же летописей, которые дошли до нас, хотя они и хранят следы переосмысления событий переписчиками, нужно назвать уже упоминавшуюся нами “Повесть временных лет”, написанную монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

И

В. Васнецов.

Нестор-летописец

здалека ведет свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Южными и восточными странами стали повелевать Сим и Хам, особенное внимание уделяется северным и западным землям (полунощным), принадлежащим Иафету. Среди них Нестор называет земли, образовавшме Русское государство. Но автор не довольствуется библейскими преданиями, он рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою “Повесть” поучения, записи устных рассказов, юридические и дипломатические документы, договоры, притчи и жития, элементы былинного эпоса и множество других литературных жанров. Автор даже называет дату, когда “нача ся прозывати Руска земля”. Такой датой Нестор считает 852 год, с которого и начинается его хронология.

Несмотря на то, что летописи в разное время выполняли разные функции, имели разный характер, летописное повествование Нестора отражает особенности летописей вообще. Как бы ни хотел казаться бесстрастным автор летописи, он все же, описывая события, выражал свое отношение к ним, свою оценку. Меняются летописцы — меняются и оценки. Одни авторы делают главный акцент на крещении Руси, другие — на борьбе с враждебными племенами, третьи — на военных походах и деяниях князей, но ведущей темой большинства летописей становится идея единства Руси. Личные политические пристрастия летописцев также влияют на характер описаний. К этому нужно добавить, что написанные на пергаментах книги выходили из строя и требовали возобновления. Переписчики также были не бесстрастны в оценке изображаемых событий, поэтому историческая правда во многом искажена и лишь просвечивает через многочисленные наслоения, переписывания, интерпретации, как в археологии древние цивилизации находятся глубоко под культурным слоем последующих.

Даже с “Повестью временных лет” мы знакомы, как считают исследователи, по более поздним спискам XIV—XV веков, и здесь существуют два варианта “Повести” — Лаврентьевский, написанный монахом Лаврентием для своего князя, и Ипатьевский, найденный в Ипатьевском монастыре. Оба списка имеют некоторые расхождения. В 1116 году монах Сильвестр переработал летопись. Он был сторонником Владимира Мономаха, поэтому выдвигает его на первый план даже в тех событиях, в которых более значимы были другие русские князья, например, Святополк. Он вставляет в “Повесть” Поучение Владимира Мономаха, хотя в тексте Нестора его не было. Многочисленные русские князья также имели своих летописцев, а позднее практически в каждой области Киевской Руси велись летописи, отразившие внутренние отношения между князьями, истории их походов, тяжб и другое.

Таким образом, летописание из желания создать хронику, специфическое “житие” государства постепенно превратилось в публицистическое явление, стоящее у основ государственности, проповедующее ее основные идеи, выражающее принятые в обществе на данном этапе представления о добре и зле, о справедливости, верности, чести, о месте государства в мире и его миссии. В летописях редко, а в некоторых никогда не шла речь о народе, его быте, обычаях и укладе. Всякие народные выступления авторы воспринимали как “казнь божию”. Но летописи всегда отличали острая патриотическая идея, стремление к единству Руси, ее противостояние всякого рода завоевателям и гордость победами. Две главные идеи: противостояние внешним силам и внутреннее объединение (в различных интерпретациях и вариациях) на долгие годы предопределили развитие общественной мысли в России.