logo
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

Выделим основные моменты

1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталкиваясь от античной традиции, выделили в качестве главного действующего лица в картине мира человека. К человеку, признанию его совершенства и богоподобия шли в своих размышлениях гуманисты. Человека как существо, способное принимать на себя ответственность за собственные деяния, ставят в центр религиозного мировоззрения сторонники Реформации, начиная с Лютера.

2. Новая картина мира в эпоху Возрождения была противоречивой. С одной стороны, гуманисты видели и прославляли величие человека, его способность к созиданию и познанию мира. С другой стороны, идеи Коперника и особенно Джордано Бруно относительно множественности миров разрушали радостный и оптимистический взгляд гуманизма. “...Коперник и Бруно превратили землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечным пространством, темным и холодным, в котором лишь кое-где оказывались мелкие небесные тела, тоже несравнимые по своим размерам с бесконечностью мира” [180, с. 544].

3. Эти противоречия отразились не только в искусстве, но и в религиозных разногласиях. Гуманизм действительно является главным пафосом Возрождения. Нужно заметить, что сами гуманисты были малочисленны, и только их многообразная титаническая деятельность во всех областях культуры была настолько значительна, что образовала могучую культурную ценность. Они разрушили средневековое мировоззрение, вернув человеческое человеку. Гуманизм и Реформация не совпадают по своим целям, тем не менее они взаимосвязаны. Гуманизм Возрождения противопоставляет “человека потусторонним силам, Лютер освятил и узаконил земной мир человека. Возрождение, используя материал античности, возродило человеческую природу; ранняя Реформация, используя материал Священного писания, попыталась утвердить самостоятельность человека” [157, с. 43].

4. Возрождение открыло человечеству самую желанную из всех областей его существования — сферу свободы: в области познания мира, в области социальных и экономических отношений, в области самосознания человека. Свобода этой эпохи — это личное достоинство человека, требующее от него ответственности, самостоятельности в выборе решения, это превращение человека из объекта различных отношений с природой и обществом в активного действующего субъекта.

5. Эпоха Возрождения породила титанов во всех сферах деятельности — так значимо было гуманистическое начало, вдохновившее незаурядных людей своего времени на деяния, судьбой которых стала вечность.