§ 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и состоит особенность его жизненного уклада и культуры.
Название “Китай” пришло в Россию через тюркские языки по созвучию с названием одного из племен — кидань. Сами китайцы называли свою страну иначе: Тянься (Поднебесная), Чжэнь-дань (Восточная заря), Чжун-хуа (Срединный цветок), Чжунго (Срединное государство). Все, кто жил за пределами Срединного государства, считались варварами, и их различали только по сторонам света: восточные, западные, южные и северные. Все они считались вассалами Китая и обязаны были платить дань императору — Сыну неба.
Отношение к “варварам” — чужеземцам — у китайцев было поистине варварским. Вплоть до конца XIX века они подвергались унижениям, даже послы великих держав должны были стоять перед императором на коленях. Только в 1873 году после того, как посол Англии возмутился этим ритуалом, унижавшим не только его, но и его страну, этот обычай был отменен.
С Керамические сосуды. Культура Яншао
В III—II тысячелетии до н. э. складывается Луншаньская культура, также связанная с изготовлением керамических изделий. Это черные, блестящие, без всякой росписи, очень тонкие сосуды, изящные и разнообразные по форме бокалы, кубки, кружки и пр. Удивительно то, что вся керамика этого периода подвергалась обжигу в специальных печах с температурой свыше 1000 градусов. Таким образом, уже культура неолита в Китае обладает высоким уровнем достижений. В это время возделывались и злаковые растения (например, чумиза), имелись и одомашненные животные (например, свинья).
В Керамические сосуды. Культура Луншань
Китайские историки связывают переход от общинного строя к государственности с династией Ся, основанной в XXI веке до н. э. правителем Юй [123, с. 8, 9]. Китайские легенды говорят о том, что история Китая началась с последовательного правления пяти мудрейших и справедливейших правителей, один из которых — Юй — считается основателем всех последующих династий, и золотой век мудрости держался до тех пор, пока к власти не пришел недобродетельный монарх Цзе, который “лишился морального права управлять Поднебесной, — тогда он был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию” [52, т. 1, с. 180]. Эти легенды обнаруживают важное качество китайской культуры: ее связь с цивилизацией, взаимодействие с властью, которая должна обладать и авторитетом, и моральным правом руководить страной. Соблюдалось такое право или нет — это вопрос истории, но вся последующая культура в различных формах его утверждала и обосновывала.
Иньское государство в XVI—XII веках до н. э. носило название, образованное от составивших его этнических групп. Первые письменные памятники — надписи, вырезанные на костях животных, панцирях черепах и бамбуковых планках, дают многообразный материал об образе жизни и даже менталитете людей того времени. Несмотря на то, что эти сведения разрознены, многое, что составляло основу первых государств, сохранилось в изначальном виде, меняясь более по форме, чем по существу. Мы получаем представление о городе-государстве, правителе, в чьих руках были сосредоточены гражданская и военная власть, а также верховная власть жреца. Единоличное правление монарха иногда ограничивалось советом знати или общим собранием. Правитель назывался “ван”, и в более поздних государствах этот титул передавался по наследству, пока в III веке до н. э. не возникла империя, возглавлявшаяся императором. В обществе уже тогда существовало разделение по имущественному признаку, и управляли людьми чиновники: они должны были заботиться об урожае, мелиоративных и других работах, следить за наличием инструментов, организовывать труд ремесленников, а также решать вопросы военного характера. В Китае существовала крестьянская община, обрабатывавшая и свои поля, и общественную землю, урожай с которой шел в казну и предназначался для содержания административного аппарата. Таким образом, уже тогда закладывались основы того типа чиновничье-бюрократического устройства китайского общества, которое сохранилось практически до нашего времени.
В XI веке до н.э. пришедшее с запада племя чжоу завоевывает государство Инь. При Чжоу общественный строй Китая имеет некоторое сходство с ранним европейским феодализмом, но еще несет в себе общинно-родовые отношения. К VII веку до н. э. Чжоусское государство раздробилось на ряд самостоятельных государств (Цинь, Ци и другие), борьба между ними привела к победе Циньской династии и объединению Китая в централизованную империю. Это была империя Цинь, от наименования которой и сложились все западноевропейские названия Китая: латинское — Sinae, английское — China, а также аналогичные названия в немецком и французском языках.
Еще одно обстоятельство этой эпохи лежит в основании многих будущих феноменов китайской культуры — это культ предков. На ранних этапах развития общества он был связан с обрядами жертвоприношений, даже с человеческими жертвами. Раскопаны огромные по размерам (около 340 кв. м) гробницы с подземными камерами, украшенными росписями, наполненными различными вещами, которые созданы специально для гробницы. В них найдены останки множества принесенных в жертву рабов, преимущественно военнопленных. Одна из надписей на кости гласит: “Принести в жертву предку Дину 300 цян” (Цян — одно из соседних племен, подвергавшихся нападениям со стороны иньцев). В одном из стихотворений отражен обычай хоронить и сподвижников правителя [248, с. 271]:
Желтым пташкам порхать хорошо.
Зеленые ветви — отрадный кров.
Кто с государем в последний путь?
Чжун-хан, богатырь, Чжун-хан, исполин.
Он стоил сотни в битве один.
В сраженье враг от него бежал,
А перед могилой он сам задрожал.
Синее небо! Закон твой суров.
Неумолима твоя высота.
Могила все еще не сыта.
Живыми закапываем смельчаков.
Каждый из них нам дороже ста.
(Пер. В. Микушевича)
Возле входа в гробницу обычно зарывали убитых лошадей и собак, считая, что собаки будут охранять гробницу, а лошади — везти колесницу в загробном мире. Характерной особенностью древнекитайских захоронений было то, что на поверхности гробницы не было никакой постройки.
Д Гробница полководца Хо Цюй-бина. Период Хань
Мир для древнего иньца был населен огромным количеством не только добрых духов, но и злых, от нежелательных действий которых должна была охранять — и живых, и мертвых — вся утварь. “Каждый из ритуальных сосудов... повествуя о силах природы, не только составлял часть ритуального комплекса, но сам являлся комплексом, олицетворяя своеобразную модель мира” [59, с. 19]. Любое явление в мировосприятии китайцев полно глубокого смысла, связано со всей природой, с основой мира.
Качественно новый уровень развития китайской культуры опирался на открытие способов выплавления и обработки железа. Железные орудия труда, появившиеся в Китае в первой половине I тысячелетия до н. э., привели к усовершенствованию земледелия: расширилась обрабатываемая территория, появились более совершенные гидротехнические сооружения, давшие возможность ввести поливное земледелие, которое становится главным фактором развития китайского общества. С появлением железа начинается чеканка монет, усиливаются города с торгово-ремесленным населением, составлявшим до полумиллиона жителей. Это было время бурных событий и перемен, но в этот период вырабатываются общая письменность, общий язык, обычаи, верования, религиозно-философские системы, возникает представление о превосходстве людей данного этноса над другими, “варварами” севера, юга, востока и запада. Картина мира этого времени еще несла на себе отпечаток мифологии, но уже в VII веке до н. э. был создан лунно-солнечный календарь, а в IV веке до н. э.— звездный каталог.
В это время в культуре Китая окончательно складывается культ обожествленного правителя, входящий в систему общих представлений о мире. Согласно им, весь мир являл собой первоначально хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые в конце концов разделились на легкие и светлые — ян, олицетворявшие мужское начало (они поднялись вверх), и тяжелые, темные — инь, связанные с женским началом (они опустились вниз). Частицы ян образовали небо, частицы инь — землю. Небо для китайцев было и оставалось верховным божеством, правитель — ван — считался сыном Неба, ему оно вручило разрешение на царство, нечто вроде небесной грамоты, Повеления, которое называлось Тянь-мин и давалось только по-настоящему добродетельному человеку. Падение царства Инь китайские представления связывали с тем, что последний иньский правитель утратил право на власть из-за своей недобропорядочности. Это была первая социально-политическая теория, согласно которой не сила завоевателей, а именно моральные качества становились основанием для получения власти, поэтому власть становится неоспоримой: она дана Небом за мудрость и доброту [52, т. 1, с. 187].
Так в политическую систему организации китайского общества с ранних пор его существования привносится моральное начало, которое декларируется и сохраняется во все последующие времена, во всех последующих философских теориях, даже если они не только не совпадают во взглядах на мир, но и прямо противоречат друг другу.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14