§ 2 Культура как деятельность
Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность.
Деятельностью обычно называют целенаправленные действия человека в материальной или духовной сфере, связанные с внесением в эти сферы необходимых человеку изменений. Другими словами, деятельность понимается как активность человека, направленная на получение определенного результата. В толковых словарях мы встретимся с определением деятельности как работы в какой-либо области. В середине XIX века Маркс и в начале XX века отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889—1960) отмечали, что деятельность может быть не только практической, но и теоретической. Позднее было предложено понимание деятельности как способа существования человека, а самого человека— как действующего существа. “Если следовать старинной традиции и искать для человека лаконично-однословное определение, способное указать на главное его отличие от всех других живых существ, то вместо таких формул, как Homo sapiens (человек разумный) или Homo faber (человек создающий), Homo logens (человек говорящий) или Homo ludens (человек играющий), Homo sociologies (человек социологический) или Homo psichologicus (человек психологический), мы предложили бы определение Homo agens, т. е. действующий человек” (курсив мой.— А. Б.) [128, с. 5]. Обратим внимание на два момента в этой цитате. Во-первых, здесь автор говорит о множественности человеческих проявлений, при этом отмечает еще далеко не все, что свойственно человеку. Во-вторых, он принимает в качестве главного, существенного отличия человека от других живых существ процесс деятельности.
Однако заметим, что деятельность характерна не только для человека, она присутствует и в животном мире. Следовательно, необходимо найти в действиях живого организма нечто такое, что может выступать как культура. Для деятельностного определения культуры снова необходимо сопоставить культуру и природу, но уже несколько иначе, чем тогда, когда мы рассматривали культуру как результат человеческой деятельности, как “вторую природу”. При рассмотрении деятельности как явления, определяющего культуру, становится заметно, что “если относить к культуре только все внеприродное, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими” [93, с. 26]. Например, йога предлагает человеку развивать в себе некие психические качества, используя внутренние ресурсы собственного организма, и эта деятельность, которая не представляет собой “вторую природу”, безусловно, также составляет сферу культуры.
Нет сомнения лишь в одном: культура — результат только человеческой деятельности. Совершенно ясно и другое: если человек — существо биологическое и является частью природы, то его разум, а также мораль, религия, искусство не входят в природную составляющую человека. Поэтому справедливо утверждение современного теоретика Э. С. Маркаряна: “В понятии “культура” абстрагируется именно тот механизм деятельности, который не задается биологической организацией (курсив мой.— А. Б.) и отличает проявления специфически человеческой активности. Вместе с тем общий процесс человеческой деятельности осуществляется благодаря особой комбинации и неразрывному взаимодействию биологических и надбиологических механизмов при ведущем значении последних” [187, с. 97].
В Схема 2
Среди различных концепций деятельностного определения культуры нужно выделить следующие: наиболее широкое — собственно деятельностное определение, трудовую теорию культуры (по Марксу) и определение культуры как творческой деятельности (см. схему 2).
Современные исследователи человеческой деятельности считают, что она представляет собой системное единство пяти видов: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художественной. Кроме того, каждый из этих видов деятельности разделяется на репродуктивный (когда человек воспроизводит уже известные действия, технологии, применяет привычные приемы, заученные умения и навыки) и продуктивный (создание нового).
Любая деятельность включает в себя следующие моменты: процесс выработки цели; выбор (или создание) путей и средств ее достижения; усилия, направленные на реализацию цели; продукт этой деятельности. Каждый из этих моментов может быть либо продуктивной, созидающей, творческой деятельностью, либо репродуктивной, воспроизводящей уже известные действия: выработка цели — процесс чаще всего творческий, избрание способов может быть репродуктивной деятельностью, процесс реализации цели тоже может соединять в себе как продуктивную, так и репродуктивную деятельность.
Стремление к наибольшей полноте определения привело к выработке теорий, относящих к культуре всякий вид практической и теоретической деятельности (продуктивную, репродуктивную и даже деструктивную), а также психологию деятельности (выработку мотиваций, установок, интересов, целей и пр.). В теоретических построениях Э. С. Маркаряна культура рассматривается как способ деятельности. Это значит, что “генеральным свойством” любого социального или природного явления становится свойство “служить специфическим средством человеческой деятельности” [187, с. 117]. В этом своем качестве деятельностное определение культуры включает в себя, кроме того, что мы уже назвали, технические средства, обеспечивающие саму деятельность, технологию, умения и навыки, и более сложные компоненты, такие, как научные знания, мораль, нравственность и другие. Здесь же, в сфере деятельности, формируются и функционируют идеалы и нормы, здесь могут найти (и находят) свое место все аспекты внутреннего мира человека.
Наиболее разработана трудовая теория культуры, в которой специфика человеческой деятельности усматривается в создании орудий труда.
Такая деятельность считается в марксистской трудовой теории культуры предпосылкой возникновения и развития сознания и речи. Здесь нужно выделить два момента. Во-первых, появляется “вторая природа” — мир вещей, создание которых от возникновения идеи до ее реализации принадлежит исключительно человеку. Во-вторых, “вторая природа” оказывает встречное воздействие на человека, требуя от него новых умений и навыков, развивая новые потребности и новые формы творческой деятельности. В процессе трудовой деятельности люди ставят перед собою все новые цели, а вместе с ними возникают идеалы, вырабатываются определенные ценности. Развитие трудовой деятельности становится основой для возникновения морали, искусства, религии и науки. Трудовая деятельность лежит в основе разделения труда, появления семьи, государственности, правовой и политической культуры. Таким образом, орудийно-трудовая деятельность является началом и условием развития культуры.
Но при всей логической выстроенности эта теория не может объяснить причин, побудивших человекообразное животное к созданию орудий труда. Американский культуролог Льюис Мэмфорд считает, что был длительный процесс выживания человека до изготовления им орудий труда, и именно этот период как бы “подготовил” развитие его сознания, создал предпосылки возникновения самой идеи изготовления орудий труда. Например, П. С. Гуревич связывает появление “самого эксцентричного создания на Земле — человека” с “качественными прорывами в приключениях живой материи, которая вдруг стала одухотворенной, мыслящей” [96, с. 78].
Здесь хотелось бы заметить, что созданная в середине нашего века теория “пассионарности” Л.Н.Гумилёва (1912—1992) делает попытку объяснить всплеск активности живых существ в том или ином месте Земли действием “сгустков” космической энергии, вызывающих качественный скачок в живой природе. Он считает, что такого рода скачок и мог стать причиной появления нового образа существования человека в мире.
Однако деятельность бывает различной. Маркс выделял три вида деятельности: практическую, теоретическую и практически-духовную.
Практическая деятельность представляет собой труд, без которого общество не может существовать как человеческое. В труде человек выступает как существо целеполагающее, он создает и совершенствует орудия труда, вкладывая в них свои потребности, свои цели и знания о мире. В каждом действии человека заложены, опредмечены все стороны его отношения с миром.
Теоретическая деятельность — это создание идей, теорий, гипотез, в которых отражается практическая деятельность. С ее помощью в сознании создаются новые комбинации уже известных связей и отношений между различными сторонами природы, общества, уже созданных вещей, а также осмысляются принципиально новые связи и отношения мира.
Практически-духовная деятельность, по Марксу,— это искусство и религия.
Однако марксистская трудовая теория культуры при всей своей законченности оставляет за пределами рассмотрения психологию деятельности — установки и мотивации, интересы и побуждения и др.
Еще одна группа определений культуры представлена эвристическим6 направлением, которое относит к культуре только творческую деятельность, как это делает, например, русский поэт начала XX века Андрей Белый (1880—1934).
Выделяя творчество как единственный критерий культуры, тем самым выделяют и сущность человеческого способа отношений с окружающим миром, обществом и самим собой. Эта сущность заключается в том, что в целях сохранения собственного существования человек должен все время совершенствовать то, что его окружает. Человек не только создает из природного материала искусственные предметы, но и новые формы деятельности, а некоторые из них, например искусство, являются квинтэссенцией творчества.
В связи с эвристическим определением культуры нужно хотя бы в первом приближении отметить, что же такое творчество, понятие, не менее многозначное, чем и сама культура. (Кстати, название этого определения связано со знаменитым восклицанием Архимеда: “Эврика!” — “Нашел!”, которым, согласно легенде, сопровождалось открытие известного закона.) Многие авторы считают, что только творчество — высшее выражение человеческой сущности и поэтому лишь оно может в наибольшей полноте выражать культуру.
Во многих словарях творчество определяется как создание чего-либо принципиально нового. Однако это не вполне точное толкование понятия, поскольку и термин “новое” весьма относителен. Естественно, что в содержании творческой деятельности присутствует определенная новизна, но она, во-первых, связана не только с созданием новых вещей или идей, а во-вторых, является элементом деятельности практически в любой сфере и для каждого человека, хотя и не обязательно приносит общезначимые результаты.
Многие современные ученые определяют творчество как поиск неизвестной задачи. Известной задачей мы называем такую, в которой все предложено заранее: все исходные данные, известно, что именно нужно найти или доказать, известен алгоритм, метод, способ решения. Остается только выполнить уже заранее поставленную задачу. Решением такой задачи является наша повседневная деятельность, приемы и навыки которой заданы традициями культуры, практически любая репродуктивная деятельность. Неизвестной же будет задача, в которой все ее составляющие необходимо найти: нужно определить, что именно мы хотим или должны делать, каких целей желаем достигнуть. Известный французский математик Жак Адамар (1865—1963) в одном из своих трудов, посвященном исследованию изобретения в области математики, говорит, что “изобретение — это распознание, выбор”. В казалось бы совершенно противоположной сфере — риторике обычно присутствует та же самая мысль: выступление на любую тему нужно прежде “изобрести”, то есть найти это, прежде неизвестное содержание, и предварительно никто не может наверняка сказать, каким образом это придется делать. То же самое происходит и в системе общения людей: каждый элемент общения, независимо от того, знали ли вы прежде этих людей или нет,— неизвестная задача, в которой все неожиданно и заранее непредсказуемо.
Пожалуй, именно поиск неизвестной задачи и является центральным звеном творчества. Однако на нем творчество не заканчивается и им не исчерпывается. Следующим шагом творчества является формулировка этой задачи, что тоже не всегда опирается на уже известные алгоритмы: ведь в каждой избранной сфере и каждый человек формулирует иначе, поскольку и задачу видит различно. Например, существует рассказ о том, как художник В. Суриков увидел ворону на снегу. Это мимолетное впечатление стало затем основой его работы “Боярыня Морозова” (см. илл. в гл XXVI).
Следовательно, и в поиске неизвестной задачи, и в ее формулировании непременно присутствуют такие чисто человеческие, культурные качества сознания, как фантазия и воображение.
Но и эти два момента также не исчерпывают творческой деятельности. Следующим этапом ее становится нахождение основных параметров, фактов, элементов, которые затем придется выстроить в систему и найти метод, способ, путь решения задачи.
Однако творческий процесс может протекать и в другом порядке, если иметь в виду специальную творческую деятельность. Но главным, системообразующим началом творчества всегда выступает поисковая деятельность.
Таким образом, в системе деятельностных определений культуры также можно выделить и предельно широкие определения, например, те, которые рассматривают культуру как любую деятельность человека, и достаточно узкие, такие, как эвристическое определение.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14