Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема политическими раздорами, войнами и усобицами, она стремилась к некоему совершенству, которое, как горизонт, все отодвигалось по мере достижения каких-либо результатов. Но XVIII век в сравнении с прошлыми наполнен самыми бурными событиями и переменами, намного вперед предопределившими условия существования государства и его культуры. В этот период Россия совершила огромный рывок из средневекового своего состояния на уровень европейской культуры Нового времени, рывок, который не был результатом постепенного развития различных сторон культуры во взаимодействии друг с другом, а насильственно и жестоко осуществлен могучей и властной рукой Петра.
Ф. Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 год
Путь развития русской культуры уже вполне сформировал разделение общества на сторонников привычной старины, традиций, считающих свои привычки единственно правильными, и реформаторов, радеющих о движении к неведомым, но желанным переменам. Петр I (1672—1725) — олицетворение перемен, таких, которые, по мнению писателя и историка М. П. Погодина (1800—1875), не только наложили отпечаток на все без исключения стороны жизни в России, но и сохранились в ней, создав совершенно иной образ жизни, иной не по форме — по глубочайшей своей сути. Погодин перечислил те изменения, которые надолго сохранились в жизни российского общества: новый календарь, предложивший начать отсчет лет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было принято прежде; новый шрифт для печати книг, созданный Петром и им же собственноручно вырезанный; появление газет, новых форм светской жизни (ассамблеи), фасонов одежды и мундиров в армии и штатской службе. Были созданы новые виды военной и штатской службы, способы управления обществом, изменилось территориальное деление государства, многие отрасли промышленности, тяжелой и легкой, “место в системе европейских государств... Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство; садоводство, виноделие, торговля, внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, в Э. М. Фальконе. Портрет Петра
Но фигура Петра возвышается не только над теми сторонами российской культуры, которые ввели Россию в состав европейских государств и без которых не мыслится существование цивилизованного общества, но и над теми, которые усилили и даже закрепили бесправие отдельного человека перед государственной машиной, осуществляющей террор, уничтожающей одну часть общества во имя процветания другой, над тем клубком противоречий, который, пожалуй, отзывается в отечественной государственности и до настоящего времени. Жестокость, насильственное внедрение всех нововведений, категоричность, реформы церкви, поставившие ее в окончательную зависимость от государственности, бурные “всепьянейшие соборы”, ассамблеи с чуждыми знатным людям правилами — все это превращало Петра в глазах современников в “антихриста”.
Россия вошла в XVIII век с огромным грузом наболевших проблем и противоречий. Еще в прошлом веке Россия вплотную подошла к необходимости реформ, но тогда не было человека, способного их осуществить. Таким человеком стал Петр I. Сам сотканный из противоречий, он был во многом под стать веку. В нем сочеталось неумеренное буйство с желанием подчиняться по службе тем, кто был старше и мудрее: он, пожалуй, единственный из царей, “находясь при своей армии, до сих пор (1705 год.— А. Б.) не является ее начальником, он состоит только капитаном бомбардирской роты и несет все обязанности своего звания”, — писал английский посол Ч. Уитворт [8, с. 35]. Он был ярым (и яростным) сторонником просвещения, но насаждал его такими мерами, которые просвещенными никак невозможно назвать. Он был отчаянным патриотом, служение отечеству ставил превыше всего, и он же стал человеком, благодаря которому в Россию хлынула западная культура. В том, что это было необходимо, нет сомнения, но масштабы этого явления, по мнению многих, превышали самую необходимость. Царь желал быть для своих подданных примером ревностного служения обществу и одновременно поощрял столь буйное пьянство, что и европейцы тому дивились. Но именно этот человек смог ввести Россию в круг европейских держав, придать ей значение и вес в глазах Европы не только своими просторами и богатствами, но и своими техническими, научными, художественными достижениями.
Давайте же взглянем на сущность тех реформ, которые задумал и осуществил Петр I, создав принципиально новый облик России. Известно выражение, согласно которому он “сочинил российский народ”. Во всяком случае, пожалуй, первым деянием Петра, составляющим существенную сторону всех его реформ, было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим, священным становится служение государственным интересам, обязательное и для подданных, и для самодержца. Поэтому Петр, не рисуясь, бесхитростно состоял в армии капитаном бомбардиров, при строительстве флота считал для себя обязательным выполнять приказания адмирала и требовал такого же неукоснительного служения своему делу решительно от каждого. Петр считал, что ради государственных интересов можно пренебречь не только сочувствием к отдельному человеку, но и нормами морали.
Самыми первыми были реформы армии. Они коснулись способа набора рядовых: прием желающих, “волонтеров” и рекрутирование в армию крестьян. Государству нужна была постоянная и хорошо обученная армия, что доказали многие баталии, победы и поражения этого времени. В армию рекрутировался один человек от 20 дворов, причем если он убегал, то за это отвечали по принципу круговой поруки все эти 20 дворов, а также его родственники, обязанные в замену беглого выставить другого рекрута.
О Пеший гренадер. Лубок
Другие реформы коснулись промышленности, и Петр добился практически полной централизации экономики. Государство монополизировало в области промышленности новую отрасль по добыче железной руды, развитие металлургического производства. Появились новые промышленные территории, распространяясь на Урал и далее, управление ими оказалось всецело в руках государства. Развивается и легкая промышленность — производство парусины, канатов, а затем сукна и других ранее ввозимых товаров, создаются мануфактуры — также объект внимания Петра. Торговля тоже постепенно становится сферой государственной деятельности, а не предметом частного предпринимательства. Как и многое иное, эти действия вызвали следствия не только позитивного характера. Монополия государства на торговлю многими товарами сократила частную инициативу купцов, иных вовсе разорила, затормозив на долгие годы развитие купечества в России. Однако это помогло пополнить государственную казну, что в свою очередь позволило развивать науки, образование, строить города и содержать образцовую армию. Петр предпринял территориальное деление России на губернии, что дало возможность “сосредоточить административную, судебную, а главное, финансовую власть в руках представителя царя — чиновника высокого ранга, каким был губернатор” [8, с. 147]. Со временем для управления губерниями и наиболее полного и оперативного осуществления самодержавия был создан Сенат, просуществовавший до 1917 года. Развитие бюрократической системы, стремившейся точно определить место каждого в государственной машине и его обязанности, увенчалось Табелью о рангах. Петр уподобил государство армии, введя в нем иерархическую систему отношений и даже принятие присяги.
Т Л. Ф. Зубов. Торжественный ввод флота в Санкт-Петербург
Можно со всей определенностью сказать, что благодаря деятельности Петра Россия как бы вырвалась из оков медленного и постепенного движения, обрела свое место рядом с европейской культурой, но сделала это лишь путем еще большей потери свободы, чем это было в прошлые века. Как бы ни были противоречивы пути русской культуры при Петре и особенно впоследствии при императрицах, Россия уже не была прежней, раздробленной, ищущей выхода из внутренних усобиц и военных конфликтов. Конечно, и в XVIII веке военных конфликтов было достаточно, но они уже имели иное качество и иные цели.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14