Интеллектуальная культура
Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня — конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание является предметом изучения многих наук, культурологию же оно интересует как особый вид деятельности человека, отличающий человека от животного, и как способность человека к целенаправленной деятельности, выражающейся в формировании целей, поиске способов их достижения, в выработке отношения к действительности — рефлексии11 и отношений в самой действительности (своего бытия); частью сознания является интеллект.
Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.
Животное отражает в окружающем мире только то, что необходимо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходится отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особенности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать понятия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи — процесс одновременный и по своей сути — культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хранения и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.
Интеллект (лат. intellects “познание, понимание, разум, ум, рассудок”), как явствует из перевода этого термина, обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум — как способность вырабатывать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать повседневные простые задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии — с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.
Мышление — высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач.
К О. Роден. Мыслитель. 1904
Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу познания, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530—470 до н. э.) говорил: “Многознание не научает премудрости”. Знание само по себе представляет лишь фундамент, на котором и может развиться культура мышления — мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание — залог развития мышления. Знаменитая фраза: “Я знаю, что я ничего не знаю” принадлежит Сократу (ок. 470—399 до н.э.), одному из самых мудрых мыслителей прошлого, понявшему, что, по сравнению с неизвестным в мире, известное — лишь малая песчинка.
Только мудрый в своем познании станет исходить главным образом из предмета познания, но менее всего — из своего отношения к нему. Культура интеллекта предполагает, что никакие эмоции не станут подменять того, что ведет к истине. Не зря древние говорили: “Мнение — это пыль под ногами ослов!” Они понимали, что мнение складывается лишь на основании данных органов чувств и окрашено эмоциями, но редко — размышлениями. Мнению всегда противостоит стремление дойти до сущности вещей в процессе познания. Прекрасный русский поэт Борис Пастернак (1890—1960) писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
[238, с. 269]
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14