logo search
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

Интеллектуальная культура

Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.

Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня — конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание является предметом изучения многих наук, культурологию же оно интересует как особый вид деятельности человека, отличающий человека от животного, и как способность человека к целенаправленной деятельности, выражающейся в формировании целей, поиске способов их достижения, в выработке отношения к действительности — рефлексии11 и отношений в самой действительности (своего бытия); частью сознания является интеллект.

Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.

Животное отражает в окружающем мире только то, что необходимо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходится отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особенности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать понятия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи — процесс одновременный и по своей сути — культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хранения и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.

Интеллект (лат. intellects “познание, понимание, разум, ум, рассудок”), как явствует из перевода этого термина, обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум — как способность вырабатывать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать повседневные простые задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии — с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.

Мышление — высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач.

К

О. Роден.

Мыслитель. 1904

ультура мышления предполагает умение сопоставлять друг с другом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать (мысленно расчленять явление, выясняя роль и место каждой из его частей в целом) и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и предвидеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть логика, которая организует и упорядочивает процесс мышления, вырабатывает метод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные операции.

Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу познания, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530—470 до н. э.) говорил: “Многознание не научает премудрости”. Знание само по себе представляет лишь фундамент, на котором и может развиться культура мышления — мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание — залог развития мышления. Знаменитая фраза: “Я знаю, что я ничего не знаю” принадлежит Сократу (ок. 470—399 до н.э.), одному из самых мудрых мыслителей прошлого, понявшему, что, по сравнению с неизвестным в мире, известное — лишь малая песчинка.

Только мудрый в своем познании станет исходить главным образом из предмета познания, но менее всего — из своего отношения к нему. Культура интеллекта предполагает, что никакие эмоции не станут подменять того, что ведет к истине. Не зря древние говорили: “Мнение — это пыль под ногами ослов!” Они понимали, что мнение складывается лишь на основании данных органов чувств и окрашено эмоциями, но редко — размышлениями. Мнению всегда противостоит стремление дойти до сущности вещей в процессе познания. Прекрасный русский поэт Борис Пастернак (1890—1960) писал:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

[238, с. 269]