От автора
У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ее истоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных спорах молодости сложилось представление о том, что не хлебом единым жив человек. За время, протекшее с этих пор, мы прошли путь от надежд на почти моментальное появление всесторонне развитого человека до утраты если не всех, то многих подобного рода иллюзий. Бесспорно, не все сохранили оптимизм, но обилие новых книг, учебников, монографий, в которых идет речь о путях и судьбах мира, доказывает, что тех, кто до сих пор надеется на лучшее, еще много.
Входя вот уже сорок лет в аудиторию, я почти физически ощущаю, как течет время, как уходят в прошлое и великие, и низменные времена. Поэтому мне всегда хотелось удержать то, что возвышает человека, сохранить и передать молодому и незнакомому племени то, что выстрадано и нашим поколением, чье детство пришлось на страшные годы войны, и теми поколениями, которые жили, страдали и радовались до нас. Ведь знания остаются бессмысленными, если их некому передать. Знания должны делать человека сильнее, они дают ему свободу, простор для выбора, для того, что А. С. Пушкин называл “самостояньем”. Анализируя творчество Пушкина, Ю. М.Лотман написал: “Память о своем прошедшем составляет одно из богатств народа — его культуру — и достояние каждого человека — основу его уважения к себе”. Пушкин считал, что жизнь отдельного человека — “лишь звено в цепи между предками и потомками — цепи, оба конца которой уходят в бесконечность... Войти в эту цепь — значит вести подлинно историческое существование”. Я льщу себя надеждой, что эта книга может помочь читателю “войти в эту цепь”, обретя знание, которое делает его частью культуры и приобщает к ней.
Привычной темой многих серьезных обсуждений и дискуссий все чаще становится оскудение культурной памяти во многих странах мира в последние годы. Все чаще говорят о том, каким вопиющим выглядит разрушение культурного наследия, как опасно прагматическое отношение к миру. Говорят и о совершенствовании воспитания и преподавания, об экологии человека, но ведь совершенно очевидно, сколь прочно это взаимосвязано. Об этом писал еще Пушкин: “Дикость, подлость и невежество не уважает прошлого, пресмыкаясь пред одним настоящим”. И, углубляя, продолжал: “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости...” Таковы, пожалуй, основные причины, которые легли в основание книги.
И еще одно. В последние годы множество книг по культурологии заполнили существовавший до сих пор вакуум. Однако часть из них посвящена только теории культуры, часть — только истории. Во многих изданиях авторы уделяют главное внимание фактическому материалу, что тоже несомненно важно. Настоящее пособие — попытка соединить теорию и историю, фактологию и размышления, анализ различных культурных феноменов, поиск вечно ускользающей полноты культурной картины если не всего мира, то хотя бы его основных регионов. Удалась ли она — судить читателю.
Эта книга является результатом деятельности многих людей. Многие мыслители, чьи труды здесь цитируются, вдохновляли меня на протяжении долгих лет, они подарили мне то знание, которое питало разные поколения людей в разных странах мира. Но и без непосредственного участия моих современников, коллег, учеников, друзей и даже недругов эта книга не могла бы состояться. Я благодарю своих учеников, слушателей Studia gumanitatis, которые участвовали в обсуждении многих глав и разделов, делились своими соображениями, задавали вопросы. Своих друзей, которые поддерживали меня в трудные периоды. Моя глубокая признательность относится и к работникам издательства. Они помогли выстоять в те времена, когда казалось, что весь замысел обречен, что экономическая стихия готова погрести под собой начинания такого рода. Этой книгой я обязана энергии А. Б. и И. В. Тараниных, неисчерпаемому терпению, доброму юмору и мудрому слову В. И. Гончарова, взыскательной строгости редактора издательства С. К. Макеенко, мастерству и добросовестности оператора компьютерной верстки Ю. В. Толмачева, художественному вкусу А. И. Смирнова. Большое спасибо кандидату философских наук, доценту В. И. Ожогину, заведующему кафедрой философии ИПК НГУ за консультации, перевод китайского текста и разрешение воспользоваться его схемой культуры; кандидату технических наук, доценту СГУПС Ю. М. Редько за его очень важные замечания и советы, главному библиотекарю СГУПС К. С. Мачульской, помогавшей найти необходимую литературу, двум самым внимательным читателям — часовых дел мастеру Ю. А. Шабурову и мастеру на все руки Ю. Я. Махно за их внимание к каждому слову, что помогло исправить некоторые неточности в тексте, и всем, кто содействовал прямо или косвенно выходу в свет этой книги. Особую благодарность я выражаю своему выпускнику Александру Черненко за всестороннюю поддержку этого издания.
А. Н. Быстрова
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14