logo search
Константинова С

Введение

Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определе­ний. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная об­ласть пластических искусств, которая, как архитектура 'К Дизайн, служит художественному формированию мате­риальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и инте­рьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художе­ственное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произве­дений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.

Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая соз­дание художественных произведений, имеющих прак­тическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (ме­бели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия тру­да, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоратив­но-прикладного искусства по их практическому назна­чению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (ме­талл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выпол­нения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чекан­ка, инкрустация1, интарсия и т. Д.).

Решая в совокупности, как и архитектура, практиче­ские и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно свя­зано с местными этническими и национальными осо­бенностями, социально-групповыми и классовыми раз­личиями.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно восприни­маются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространствен­ным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представле­нии (реальном или мысленно воссозданном) об этих вза­имосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных сти­лей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.

Отдельные отрасли декоративно-прикладного искус­ства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художе­ственные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, рас­писные изделия, мозаика и др.

Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тисне­ние, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.

Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоратив­но-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех ви­дов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.

Здесь в каждом разделе представлен небольшой экс­курс в историю того или иного вида декоративно-при­кладного творчества, с которым будет интересно озна­комиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представле­ны дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.

Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида деко­ративно-прикладных искусств.