logo
Константинова С

1. Что такое икебана?

Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. И в этом ему помогает общение с живой природой и ее красотой. Из нескольких изыскан­ных или самых простеньких цветов и веточек умелые руки могут создать подлинное произведение искусства. По- разному украшают свою жизнь цветами люди различных стран. Есть у них свои привязанности, обычаи и традиции. Но наивысшего совершенства в этом достигли, пожалуй, жители Страны восходящего солнца.

Искусство расстановки цветов в вазах — икебана («жизнь цветов») — восходит к древнему обычаю возложе­ния цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего встреча­ется композиция в стиле рикка («поставленные цветы»): она состоит из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосу­дах. Этот вид изобразительного искусства почитается в Японии наравне с живописью, поэзией, музыкой, кал­лиграфией.

Аранжировщик цветов создает свое произведение из живых растений, подобно тому, как живописец творит картину, пользуясь палитрой красок. Но аранжировки из цветов объемны, многоплановы, они сродни произведе­ниям скульптора и архитектора. В икебане художник мо­жет выразить свое мироощущение, настроение, воплотить Определенную идей.

В современном виде икебана доступна всем. Ею может заниматься каждый человек, причем в любое время года, используя любой материал.

Сегодня икебана популярна во всем мире. Она ока­зала огромное влияние на развитие национального ис­кусства аранжировки цветов многих стран. Сама икебана также постоянно изменяется в соответствии с развитием культуры и искусства. В нашей стране проявляется очень большой интерес к японским национальным традициям и прежде всего к искусству икебаны.

Нужно отметить, что философские и религиозные основы икебаны к настоящему времени в значительной мере утратили свой изначальный смысл под влиянием времени и развития мировой культуры.

Теория и практика древних стилей не являются для нас предметом первостепенного внимания. Да и в самой Япо­нии эти стили считаются сейчас старомодными и приме­няются, главным образом, для проведения национальных и религиозных ритуалов. Кстати, в России свои традиции, взгляды на окружающий мир, вкусы, своя история и опыт, свои растения, сосуды для цветов, наконец, материальные и другие возможности.

В настоящее время икебана многолика, разнообразна по качественному и количественному составу раститель­ного материала, размерам и сложности композиций, по стилям, выразительности, по назначению и т. д.

Развитие этого искусства и обучение ему прохо­дит в Японии в рамках определенных школ, количе­ство которых там исчисляется сотнями. Обучаются не икебане вообще, а икебане конкретной школы2, име­ющей свои теоретические установки, стили, способы й технику подготовки и расстановки растений в ком­позициях.

Начало планомерному изучению и широкой популя­ризации икебаны в нашей стране положил московский клуб «Икебана», который был учрежден в 1968 г.