logo
Константинова С

Д) чернь

Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав сере­бра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в по­рошок и в таком виде хранят. Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металли­ческого предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осто­рожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависи­мости от того, как был задуман и вырезан рисунок, по­лучается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.

При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.

Существует множество рецептов для изготовления со­става черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-се­рого до черного.

В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не по­лучила такого длительного, широкого и разнообразно­го применения, как в России, где она славилась особой прочностью.