Б) палехский и мстерский промыслы
Палехская миниатюра складывается в конце 1917 г. Истоком этой миниатюры является палехская иконопись (сформировалась во второй половине XVII в.). Палешане издавна привлекались к реставрации фресок, работали в Москве, Костроме, Макарьеве, Калягине, Троице-Сер- гиевой лавре, Волоколамске и других городах. Палехская иконопись славилась приверженностью к темперным краскам и золоту.
После 1917 г. бывшие иконописцы постепенно перешли к созданию нового вида миниатюрной светской живописи на изделиях папье-маше. Мастера развивали в себе новые качества: умение связывать живопись и орнамент с объемной формой предмета, с его бытовым назначением; создавать композицию в круге, овале (с чем они не сталкивались в прошлом), писать темперными красками по масляному лаковому грунту и т. п.
Процесс перехода от иконы к миниатюре нагляднее всего прослеживается в творчестве замечательного художника И. Голикова. Ему принадлежат самые первые произведения лаковой миниатюры на изделиях из папье- маше. Иконописцы не писали по черному фону — им более близок был светлый тон. В ранних работах черный глянец крышки лаковой коробочки полностью закрывается живописью, а боковые стороны — сплошным орнаментом. Затем пришла идея покрыть черный цвет коробки цветным (вишневым) колером, с которым легче связать перламутровую по тонам миниатюрную живопись нежными темперными красками. Постепенно художники освобождались от иконных схем. В их искусстве появляются мотивы сказочной игры в шашки в беседке, идиллические «свидания» и «прощания», песенные мотивы и т. д.
Голиков любил изображать битвы и охоты. Экзотические всадники с золотыми копьями, собаки, дикие звери в бешеном движении на его миниатюрах то сбиваются в клубок, то разлетаются в разные стороны.
Обычно Голиков начинал роспись сразу, без грунта и без предварительного рисунка и от начала до конца не допускал ни одного равнодушного мазка кисти. Говорят,, что он собирал полевые цветы, приносил домой, раскидывал на столе перед собой и, всматриваясь в богатство тончайших и всегда неожиданных цветовых сочетаний, сочинял свои декоративные композиции. В его произведениях можно найти и фризовый принцип расположения вдоль плоскости, и строго центрированные композиции в обрамлении кружевного орнамента, и, более сложные композиции.
Произведения палехских миниатюристов в 1920— 30-х гг. демонстрировались на международных выставках в Венеции, Париже, Милане, Нью-Йорке, где отмечались почетными дипломами и медалями.
И. Вакурову, как и другим палехским художникам вообще, свойственна повествовательность и сложность содержания, символичность. Неповторимым творческим почерком обладали многие художники Палеха: И. Баканов, И. Маркичев, А. Ватагин, А. Дыдыкин, А. Котухин, И. Зубков и др. В их миниатюрах реальность причудливо соединялась с фантастикой: люди, дома, деревья, травы, изображенные почти гротескно, сосуществовали с «палатами» и цветами, которые играли декоративную роль, связывая в целое все изображения. Наиболее близкой палехской живописи оказалась сказка.
Миниатюрная живопись Палеха была воспринята во всем мире как явление удивительно яркое и самобытное. Миниатюрная живопись палешан затмила, отодвинув на второй план, искусство федоскинских
мастеров — родоначальников русской лаковой живописи на папье-маше.
С 1929 г. в Палехе в виде опыта стали производиться росписи по фарфору. Их росписи стен и картины-панно были неудачными: привыкнув создавать росписи на шкатулках из папье-маше, мастера уже не могли освоить большой картинной плоскости. Увлекаясь деталями, они упускали главное.
Мстерские иконописцы славились как непревзойденные имитаторы древних иконописных школ. Они писали «Рождество Христово», «Николая Чудотворца» и другие иконописные изображения, сохраняя внешние признаки древних писем в колорите и других приемах,
Мстерские художники отказались от условных изобразительных приемов, когда фигуры людей, архитектура и элементы пейзажа декоративно сочетаются друг с другом на нейтральном условном фоне. Они стремились к картинному изображению, где персонажи располагаются в самой пейзажной среде. Мстерская миниатюра представляется как бы маленьким живописным панно на крышках коробок и шкатулок из папье-маше. Миниатюру обрамляет неширокий поясок ажурного растительного орнамента, выполненного твореным золотом.
Мастера села Холуй позже других вступили на путь лаковой миниатюры. Здесь вплоть до 40-х гг. основной продукцией были коврики-картины, написанные масляными красками на холсте или мешковине. Холуй в дореволюционное время специализировался на изготовлении дешевых икон, которые возами доставляли в Троице-Сергиеву лавру. Здесь не могло быть и речи о ювелирной изощренности письма. Подкупала в этих иконах лишь эмоциональность живописи.
В творчестве С. Мокина, В. ПузаНова, К. Костерина и Д. Добрынина в общих чертах сформировался стиль холуйской миниатюры — более конкретный в изображении предметных форм, чем в Палехе, и более декоративный по сравнению с федоскинской миниатюрой.
Во второй половине 1930-х гг. в развитии миниатюрной живописи появились специфические трудности и противоречия. Прежде всего Палех, Мстера и Холуй впервые столкнулись с проблемой сбыта своих изделий. Это было обусловлено тем, что маленькие артели постепенно превращались в промышленные предприятия типа федоскинского промысла. Появилась серийная продукция, рассчитанная на продажу. Возникла необходимость в повторении уже созданных произведений и просто в копиях с образцов.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.