logo
Константинова С

7. Мозаичные изделия

Мозаика (от фр. mozaique, ит. moscuco или лат. musi- num — буквально «посвященная музам») — это некий ри­сунок, составленный из небольших кусочков одного или различных материалов. По другой версии, слово мозаика пришло из итальянского языка и означает «сложенный из кусочков».

Мозаики оказались самыми долговечными изобра­зительными полотнами. В зависимости от технологии изготовления мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них — флорентийская.

В Древнем Египте из них набирали плакетки, пред­назначенные для вставок в мебель, предметы быта, па­радные костюмы фараонов. Древние греки и римляне изготовляли уже целые орнаментальные композиции и сложные вставки на полах и стенах дворцов и терм. Но именно изобретение смальты позволило широко ис­пользовать мозаики для художественной отделки архи­тектурных сооружений. В Византии, начиная с IV в. н. э.,выкладывают мозаикой огромные площади, украшают интерьеры храмов от пола и до купола.

Первые мозаичные изображения, дошедшие до на­ших дней, относятся к эпохе античности. Античные мо­заики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня, а в декоре применялась вода. Поражают воображение мозаики средневековой.мавританской крепости Альгам­бра24. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в тех­нике инкрустации25.

Византийская же мозаика делалась из смальт (окра­шенных эмалями кусочков стекла) и служила для украше­ния стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необхо­димая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка й ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. В Софии Константинопольской мозаики мерцают бла­годаря золотой подкладке, на которую сверху закреплен тонкий слой цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в горячем состоянии). Стеклянная моза­ика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, по­рошкообразного золота, авантюрина. По своему составу она ближе к хрусталю, чем к обычному стеклу. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных то­нов к светлым)26.

В настоящее время мозаика переживает второе рожде­ние. Правда, современная мозаика все реже ручной рабо­ты, а все чаще поточного фабричного производства. Раз­личные знаменитые производители мозаик имеют свои секреты производства, которые сообщают уникальные качества произведенным мозаикам.

Сегодня все чаще можно увидеть мозаичные полы в са­мых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов и т. д. Ма­лые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволиней­ных поверхностей.

Чрезвычайное разнообразие степени прозрачности, прочность и невосприимчивость к температурным воз­действиям и агрессивным средам, легкость придания лю­бой формы — те качества, которые делают мозаику поис­тине потрясающим декоративным материалом. Мозаикой можно украсить декоративную вазу, тарелку или любое другое изделие. Благодаря уникальным водооттал киваю-, щим характеристикам мозаику используют для отделки чаш бассейнов, аквапарков, фонтанов, стен бассейнов, помещений и ванных комнат. Мозаика — жаропроч­ный материал, т. е. прекрасно выдерживает температуру до +150 °С. Вот почему и можно облицовывать камины и печи, а также другие предметы интерьера.

Существует множество типов мозаик. Одна из них — маркетри (франц. marqueterie) — вид мозаики из фигур­ных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу. Маркетри применяется при изготовлении мебели и других бытовых предметов, а также панно. Наивысшего расцвета искусство создания этого редкого вида мозаики достигло в XVII—XVIII вв. во Франции и Германии.

Один из самых распространенных видов мозаики — геометрические. В сущности мы живем среди геометриче­ских мозаик. Кирпичная кладка домов, паркет в комнате, кафельная плитка на кухне — все это примеры геометри­ческих мозаик, орнаментов, повторяющиеся элементы которых покрывают всю плоскость.

Говоря о математических мозаиках, нельзя не упомя­нуть имя знаменитого голландского художника-графи­ка М. Эшера. Мотивы (фрагменты), составляющие ор­намент, могут иметь любую форму, но, выявив в каждом из них какую-либо повторяющуюся, однотипную точку,

можно построить на них простую сетку — геометрическую основу орнамента. Ячейки такой сетки могут быть квад­ратами, ромбами, параллелограммами, прямоугольника­ми, равносторонними треугольниками или правильными 6-угольниками. Тип сетки, а также элементы симметрии самого повторяющегося мотива, определяют вид симме­трии орнамента в целом. Всего математики насчитывают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов.

Неповторимая красота, исключительная прочность, абсолютная водонепроницаемость, долговечность, гра­ничащая с вечностью, выгодно выделяют мозаику сре­ди других видов декоративной облицовки для бассейнов и интерьеров. Малый размер элементов позволяет фор­мировать с помощью мозаики сложные криволинейные поверхности. Широкий цветовой диапазон элементов мозаики, включая покрытие из золота высшей пробы, различные смеси цветов, возможность создания плавных переходов полутонов, многообразие обрамлений (бордю­ров), огромный выбор декоративных панно — все это по­зволяет, опытному дизайнеру удовлетворить любую при­хоть заказчика.

Широко популярны растяжки — полосы, изготовлен­ные из мозаики одного цвета с изменением насыщен­ности элементов от тёмных к более -светлым. Растяжки дают оптическое увеличение объема декорируемого по­мещения. Для декорирования интерьеров и чаши бассей­на также предлагаются бордюры, представляющие собой традиционные орнаменты, в которых используется как стандартный набор цветов, так и индивидуальное цвето­вое решение.