logo
Константинова С

Б) изделия из кости русского севера и востока

Искусство резьбы по кости, прочно укоренившееся на Севере России, оказало воздействие на развитие этого вида художественного творчества и в Сибири, где в изо­билии добывали бивни мамонта и моржовую кость. Кость добывали на побережье и переправляли в сибирские го­рода, оттуда — в Москву и за рубеж — в Китай, Персию и другие страны.

Наличие кости побуждало мастеров заниматься ее ob работкой — с древнейшего периода сибирские народы использовали кость для создания всевозможных хозяй­ственных и охотничьих предметов. Из кости делали ры­боловные крючки, ножи, Остроги, копья, охранные аму­леты и пр. Все подобного рода вещи были простых форм, как правило, без декоративной орнаментации. В процес­се изготовления простейших вещей складывались опреде­ленные навыки работы с костью.

Развитие культурных связей привело к тому, что уже в XVIII в. в сибирских изделиях из кости наряду с древ­ним орнаментом и религиозной скульптурой появляется довольно много сюжетных изображений и портретов. Со временем якутские резчики осваивают технологию худо­жественной резьбы и вырабатывают свой характер трак­товки изобразительных и орнаментальных мотивов. По­пулярными изобразительными мотивами в якутских работах были кони и мчащиеся всадники. У народа, ко­торый жил охотой и скотоводством, конь служил олице­творением благополучия семьи и всего общества. С про­никновением в Сибирь христианства в искусство стали проникать изобразительные элементы православной ре­лигии. В Якутской резьбе появились кресты на алтарях, фигурки парящих ангелов.

Излюбленной в творчестве якутских косторезов была жанровая тематика, как промысловая, так и связанная с национальными обрядами. Распространенное в среде якутов шаманство долгое время запрещало изображать человека, лишь в начале XVIII в. с постепенным пере­ходом якутов в православие запрет утратил свою силу. Однако якутские косторезы XIX в. предпочитали всему прочему геометрические узоры и повседневные занятия якутов — охота, бег на лыжах, езда на собаках, стрель­ба из лука. Якутская школа резьбы по кости сложилась в XIX в.

Основа резьбы — рельеф; прорезь имеет место только лишь в скромной растительной орнаментации. Пластич­ность линий, четкая ритмика, отказ от излишней орна­ментальное™ создают ощущение цельности, компози­ционной завершенности. Территориальная близость к странам Востока определила воздействие восточной куль­туры на изделия из кости.

В XIX в. активно развивалось косторезное искусство Севера. В лучших северорусских косторезных работах все сильнее проявлялись классицистические черты.29 Чукот­ский промысел резьбы и гравировки по кости развивался в основном как сувенирный. Фигурки северных животных, божков, ножи для бумаги со скульптурами-рукоятками, моржовые клыки с гравированными на них жанровыми сценками продавались иностранным морякам и отправ­лялись через Аляску в Америку.

В середине XIX века в творчестве косторезов, рус­ского Севера в целом начинается спад художественного

вкуса. Однако вещи, исполненные северными косто­резами, расходились по всей России и за ее пределы,] пользовались успехом на выставках, где мастера полу-; чали награды и премии. Весьма популярным становятся; такие изделия, как овальные и круглые костяные бро­ши, мундштуки. Изделия становятся очень ^ложными по форме и декору, вводятся новые технические прие­мы — двухслойная резьба и высокий рельеф. Стилисти­чески костяные изделия второй половины XIX в. соот­ветствуют эклектике.

Искусство резьбы по кости пользовалось боль­шим спросом и в советские времена. Восстановление искусства холмогорских мастеров в советское время было трудным и медленным. А уже во второй половине 1930-х гг. холмогорские мастера изготовляли довольно широкий ассортимент подарочных изделий: броши, за­колки, шпильки, гребни для волос, закладки для книг, пуговицы и т. п. Ажурными резными вставками из ма­монтовой и моржовой кости украшали деревянные ту­алетные коробочки, пудреницы, портсигары. Наряду с массовой продукцией ведущие мастера делали для вы­ставок и музеев более крупные и многодельные художе­ственные предметы из кости с ажурной плоскорельеф­ной резьбой (рамки для зеркал или портретов, бокалы, шкатулки и т. п.).

У мастеров пробуждается интерес к темам-советской действительности, к сюжетам народных сказок; появля­ются новые ритмы, более простая трактовка фигур.