Б) изделия из кости русского севера и востока
Искусство резьбы по кости, прочно укоренившееся на Севере России, оказало воздействие на развитие этого вида художественного творчества и в Сибири, где в изобилии добывали бивни мамонта и моржовую кость. Кость добывали на побережье и переправляли в сибирские города, оттуда — в Москву и за рубеж — в Китай, Персию и другие страны.
Наличие кости побуждало мастеров заниматься ее ob работкой — с древнейшего периода сибирские народы использовали кость для создания всевозможных хозяйственных и охотничьих предметов. Из кости делали рыболовные крючки, ножи, Остроги, копья, охранные амулеты и пр. Все подобного рода вещи были простых форм, как правило, без декоративной орнаментации. В процессе изготовления простейших вещей складывались определенные навыки работы с костью.
Развитие культурных связей привело к тому, что уже в XVIII в. в сибирских изделиях из кости наряду с древним орнаментом и религиозной скульптурой появляется довольно много сюжетных изображений и портретов. Со временем якутские резчики осваивают технологию художественной резьбы и вырабатывают свой характер трактовки изобразительных и орнаментальных мотивов. Популярными изобразительными мотивами в якутских работах были кони и мчащиеся всадники. У народа, который жил охотой и скотоводством, конь служил олицетворением благополучия семьи и всего общества. С проникновением в Сибирь христианства в искусство стали проникать изобразительные элементы православной религии. В Якутской резьбе появились кресты на алтарях, фигурки парящих ангелов.
Излюбленной в творчестве якутских косторезов была жанровая тематика, как промысловая, так и связанная с национальными обрядами. Распространенное в среде якутов шаманство долгое время запрещало изображать человека, лишь в начале XVIII в. с постепенным переходом якутов в православие запрет утратил свою силу. Однако якутские косторезы XIX в. предпочитали всему прочему геометрические узоры и повседневные занятия якутов — охота, бег на лыжах, езда на собаках, стрельба из лука. Якутская школа резьбы по кости сложилась в XIX в.
Основа резьбы — рельеф; прорезь имеет место только лишь в скромной растительной орнаментации. Пластичность линий, четкая ритмика, отказ от излишней орнаментальное™ создают ощущение цельности, композиционной завершенности. Территориальная близость к странам Востока определила воздействие восточной культуры на изделия из кости.
В XIX в. активно развивалось косторезное искусство Севера. В лучших северорусских косторезных работах все сильнее проявлялись классицистические черты.29 Чукотский промысел резьбы и гравировки по кости развивался в основном как сувенирный. Фигурки северных животных, божков, ножи для бумаги со скульптурами-рукоятками, моржовые клыки с гравированными на них жанровыми сценками продавались иностранным морякам и отправлялись через Аляску в Америку.
В середине XIX века в творчестве косторезов, русского Севера в целом начинается спад художественного
вкуса. Однако вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за ее пределы,] пользовались успехом на выставках, где мастера полу-; чали награды и премии. Весьма популярным становятся; такие изделия, как овальные и круглые костяные броши, мундштуки. Изделия становятся очень ^ложными по форме и декору, вводятся новые технические приемы — двухслойная резьба и высокий рельеф. Стилистически костяные изделия второй половины XIX в. соответствуют эклектике.
Искусство резьбы по кости пользовалось большим спросом и в советские времена. Восстановление искусства холмогорских мастеров в советское время было трудным и медленным. А уже во второй половине 1930-х гг. холмогорские мастера изготовляли довольно широкий ассортимент подарочных изделий: броши, заколки, шпильки, гребни для волос, закладки для книг, пуговицы и т. п. Ажурными резными вставками из мамонтовой и моржовой кости украшали деревянные туалетные коробочки, пудреницы, портсигары. Наряду с массовой продукцией ведущие мастера делали для выставок и музеев более крупные и многодельные художественные предметы из кости с ажурной плоскорельефной резьбой (рамки для зеркал или портретов, бокалы, шкатулки и т. п.).
У мастеров пробуждается интерес к темам-советской действительности, к сюжетам народных сказок; появляются новые ритмы, более простая трактовка фигур.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.