3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
В VII—IX вв. большое распространение получила миниатюрная скульптура нэцкэ — характерна только для Японии и Китая.
Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово «нэцкэ» — «не-цуке» — пишется двумя иероглифами: первый означает «корень», второй — «прикреплять». Нэцкэ — это брелок — противовес, с помощью которого у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или инро — коробочку для лекарств и парфюмерии.
Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими соображениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так Что размеры от 2,5 до 15 см подсказала сама жизнь. Также для удобства ношения у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его подержки использовались детали самой фигурки. На первых порах изготовление нэцкэ не было особой отраслью ремесла.
В XV в. мужской пояс служил своего рода «портфелем» для деловых бумаг. За поясом также носили веер, письменные принадлежности. Но была еще и масса мелких вещиц — кошельки, трубки, кисеты, которые легко выскальзывали из-за пояса и могли потеряться. Их стали подвешивать к поясу на шнурках, а основанием были нэцкэ. Вначале это были просто небольшие палочки. В XVII в. незатейливые брелоки превратились в шедевры миниатюрной скульптуры. Но подлинным украшением японской одежды они стали во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Значительный толчок производству нэцкэ дало распространение в Японии курения. Возникла необходимость постоянно иметь при себе целый набор курительных принадлежностей: трубку, кисет с табаком, огниво и пр.
Изысканные формы нэцкэ были предназначены не только для зрительного, привычного для европейцев восприятия. Восприятие осязанием, непосредственный контакт для японцев не менее важен. Вся культура Востока немыслима без понятия медитации. Основой ее всегда являлись концентрация и расслабление. Средством для медитации могло служить повторение молитв, просмотр произведений живописи, перебирание четок или прикосновение к нэцкэ. Следуя пальцами за гармоничными изгибами формы фигурки, человек успокаивался. Кроме того, их владелец тем самым ненавязчиво демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе.
Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Если женщины могли еще что-то положить в застроченную часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства — у мужской одежды рукава прямые. Нэцкэ, брелки-противовесы, использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.
Отличаясь тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свои изначальные функции — род пуговицы (брелок), при помощи которой к поясу прикреплялась коробочка с печатью, веер. Расцвет нэцкэ связан с ростом третьего сословия: интеллигенции, торговцев, богатых ремесленников.
Это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округленную, приятную на ощупь. С этим связан и выбор материала: не очень тяжелого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространенными материалами были слоновая кость, разные породы дерева, керамика, лак и металл, ценный камень, фарфор. Ранние нэцкэ имели вид лепешки. С XVII в. пользовались фигурным нэцкэ с основанием в виде печати — из цветных камней, черепахи, золота, перламутра, дерева, пасты.
Тематика нэцкэ связана с жизнью народа, фольклором и мифологией. Часто встречается маска веселой полной женщины, покровительницы веселья и новогодних торжеств. Бога богатства Дайкоку вырезали с колотушкой, с помощью которой он добывает различные блага. Бога мудрости и долголетия Фукуроку обычно сопровождала черепаха — символ долговечности. Бога Дзюро (покровителя науки) изображали на слоне со свитком о всеобщем благополучии. Комическим персонажем являлся бог торговли и рыболовства — Эбису. Его представляли верхом на карпе с удочкой в руках. Бог ветра Футэн всегда снабжен мешком, из которого он извлекает ветер.
Встречаются героические персонажи, совершающие те или иные подвиги. Европейцев изображали в немыслимых шляпах, с огромными носами. Сюжеты черпали также из сказок и фольклора. Частый персонаж нэцкэ — могучий барсук-тануки. По народным преданиям, в человека могут вселиться дьявольские лисы. Не меньшей популярностью пользовались мифические существа, демоны (они), оборотни (бакэмоно), лешие (тэнгу), водяные (каппа). Множество нэцкэ выполнено в виде театральных масок.
В нэцкэ отразились сюжеты сказок о подводном царстве и драконах. Встречаются нэцкэ на тему буддийских сказаний. Нередки нэцкэ, изображающие животных и растения: тигра — олицетворения мощи, кур — охранителей храмов, черепахи, обвитой змеей, — символа севера, персика — символа долголетия, сосны, бамбука — символов счастья.
Но самая распространенная тема жанровых нэцкэ
в. — жизнь города: резчик над гравировальной доской, продавец пищи с палочками, художники, актеры, фокусники и т. д.
Имена мастеров нэцкэ не всегда известны. Крупнейшим мастером был Мива — резчик по дереву. Широко известны имена мастеров конца XVIII—XIX вв. — Мадзанао, Томотада, Ико.
На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В маленькой скульптуре не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, часто с юмором и фантазией.
Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным заказам. Маленькие нэцкэ покрывали замысловатой резьбой. Например, есть образцы, на которых вырезана карта Японии. Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлежностей для чайной церемонии и даже часов.
Когда Япония покончила с многовековой изоляцией от внешнего мира, популярность нэцкэ у японцев упала, вытесненная острым интересом к западному быту, западной культуре. Но зато они стали необыкновенно популярны у европейцев. Мода на коллекционирование их была так велика, что в самой Японии нэцкэ, изготовленных старыми мастерами, почти не осталось, а лучшие коллекции теперь находятся в музеях Европы, Америки и в руках частных западных владельцев31.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.