История бисерных и стеклярусных изделий
Увлечение изготовлением и использованием изделий из бисера и стекляруса пришло в Россию из Западной Европы в XVIII в. и продолжалось до начала XX столетия.
Популярность бисера в России XVIII и XIX вв. объясняется его долговечностью, нарядностью и относительной простотой приемов создания изделий. Красивый и прочный материал, не терявший со временем своих ярких красок, с успехом применялся для оформления интерьеров дворцовых зал и комнат в помещичьих усадьбах, им декорировалась одежда, из него делали украшения, предметы быта и культа. Массовому увлечению этим искусством способствовало и то, что для создания этих ярких и нарядных изделий требовались легкодоступные и относительно недорогие материалы: холст, канва, нитки, бусы. Как сами изделия, так и искусство их создания завоевали популярность у представителей всех слоев общества.
Бисер и стеклярус — мелкие бусы из цветного стекла; бисер представляет собой цилиндрические бусины с закругленными краями, а стеклярус — трубочки.
Термины эти имеют относительно позднее происхождение, возникновение их относится ко второй половине XVII в. В русских толковых словарях XV—XVII вв. словом «бисер» обозначался жемчуг, и только во второй половине XVII в. в письменных источниках этим словом называют мелкие бусины из цветного стекла, внешне напоминающие жемчуг.
Повсеместное увлечение бисерными изделиями начинается в России в XVIII в. Ориентация в области жизненного уклада и художественного вкуса страны Западной Вропы оказала значительное воздействие на русское декоративно-прикладное искусство, Бисер и стеклярус начинают играть важную роль в Оформлении дворянского быта: ими украшают интерьеры дворцов и загородных домов, мебель обтягивается бисерными чехлами, из бисера изготавливают детали костюма безделушки.
Увлечение этим искусством различных слоев русского Общества объясняет многочисленность коллекций бисерных изделий, сохранившихся в музеях и частных собраниях, а также разнообразие их художественного почерка. Вышивки из бисера и стекляруса создавались в рамках рамках стилей — барокко, рококо, классицизма, эклекти- IКИ, модерна. Для изделий из бисера и стекляруса художники создавали специальные подготовительные рисунки. ? Первая половина XIX в. в России была временем расцвета искусства вышивки бисером и стеклярусом. В это Время бисерные изделия чрезвычайно популярны, и становится модным заниматься этим рукоделием.
Бисерные и стеклярусные изделия XVIII в. существенно отличаются от изделий XIX столетия по многим параметрам — от композиции и круга сюжетов до особенностей используемого материала. В XIX в. начинают Применяться новые приемы работы, значительно увеличивается цветовая палитра бисера. Кроме того, в XIX в. бисер и стеклярус стали использовать для украшения множества предметов бытового и декоративного назначения, большая часть которых входит в обиход как раз в начале XIX столетия.
Изделия из бисера и стекляруса нового типа появляются в эпоху классицизма. Присущие классицизму строгость, монументальность и стремление к лаконизм сильно на них сказываются. Уже в самом начале новс го столетия вырабатываются формы бисерных издели» полностью соответствующие их назначению: продолговатые кошельки с металлической ойравой и различной вида сумочки. В первом десятилетии XIX в. появляютс мужские бумажники с двумя отделениями или кармана ми. Основой для таких кошельков служила плотная бумага или картон, покрытый белым или цветным атласог или кожей. Внешние стороны бумажника обычно украшались бисерными вышивками. В 1820—1830-х гг. входя; в моду и записные книжки.
В XIX в. в моду вошло украшение бисерными чехла ми курительных трубок, стаканов и других мелких пред метов, а также ручек зонтиков и рукоятей тростей. Таки предметы, как шкатулки, табакерки, очешники, портсигары украшались бисерным рисунком; вышивки украшал спинки стульев и диванов, диванные подушки. По-прежнему в моде остается создание вышитых бисером и сте клярусом настенных картин.
В 1820—1830-е гг. важное место в декоре интерьера i предметов одежды занимали растительные мотивы. Паи более широкое распространение получают цветочны» узоры: гирлянды, венки, букеты, отдельные цветы. Ге ометрические узоры встречаются в декоре этих изделш значительно реже.
На небольших вещах основной узор располагала горизонтально в верхней или нижней части предмета реже — по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов или оставалось незаполненным. Вязка, которая использовалась при из готовлении чехлов длинных предметов, приводила к смешению рисунка в одном направлении, поэтому гирлянды рис полагались по спирали, как бы обвиваясь вокруг предмета. Особенно пышными цветочные орнаменты становятся в 1830-е гг. В XIX в. цветы в бисерных вышивках решались объемно.
Существовало несколько стандартных рисунков, которые бесконечно повторялись и варьировались на предметах разных размеров и различного назначения. В начале XIX столетия под влиянием классицизма в бисерных изделиях появляются изображения на сюжеты из античной Мифологии. Такие композиции украшали диванные подушки, сиденья и спинки мебели. Во втором десятилетии XIX в. в ,бисерных и стеклярусных изделиях появляются изображения опоэтизированных бытовых сценок: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети, молочница с глиняными кувшинами на коромысле, седок в санях и др. Особенно часто в бисерных изделиях появляются изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов. Уже в 1820-х гг. под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы: изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков.
Бисерные изделия второй половины XIX в. украшаются «восточными» сюжетами. В пределах одного рисунка могли сочетаться пейзаж, архитектура и персонажи, относящиеся к разным странам и эпохам. Широкое распространение во второй половине XIX в. получила тема охоты. В 1840-х гг. в небольших бисерных изделиях появляются сильно стилизованные растительные мотивы, сложные геометрические орнаменты с рокайлями и архитектурными элементами.
В XX в. приемы работы повторяют основные виды техники, принятые ранее, но сплошное шитье бисером используется реже. Новый прием — соединение вышивта бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой кре стом.
Часто встречается текст-посвящение, монограммы и скромные напоминания о подарившем вещь в виде единственного слова («на память», «кого люблю, тому дарю», стихи и т. д.). Иногда присутствуют дата создания произведения, подписи мастеров. Постепенно бисерные работы становятся все более редким явлением, Лишь в конце XIX в. обращение декоративно-прикладного искусства к художественным формам прошлого привело к возрождению интереса к изделиям из бисера и стекляруса.
В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма — это мода приходит из Франции, где в 1880-х гг. черный бисер и стеклярус украшают женские туалеты известны парижских фирм. Особой популярностью пользовались бусы, бисер и стеклярусов костюмах 1910-х гг.: из них низали бахрому, шили бордюры, обшивали детали платья и накидок.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.