Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
Плетение различных изделий (мебели, домашней утвари, жилья) из ветвей и особых видов трав известно с глубокой древности. Охватив многие страны, сегодня это занятие возводится в ранг искусства, а изделия этого вида промысла стали предметами роскоши.
Плетение из тальника и соломы было достаточно широко распространено и на территории Саратовского края. В с. Ахмат корзиноплетение было связано с экономией графов Михаила и Дмитрия Олсуфьевых, в мастерской которых плели изделия очень высокого качества. Это подтвердила высокая награда — серебряная медаль, которой была удостоена мастерская на Всероссийской кустарной выставке 1902 г. в Санкт-Петербурге. Ахматские кустари плели чемоданы, сундуки, детские коляски, ширмы. Стоимость некоторых изделий была достаточно высокой. Основу изделия изготавливали из ивового прута, отделку выполняли из камыша и соломки.
Широко было распространено производство плетены? изделий из соломки в немецких колониях Самарской губернии (на территории нынешней Саратовской области) Достаточно изящные изделия этого промысла: сумки, ко робки, шляпы — шили из заплетенной в ленту пшеничнор и ржаной соломы. Солому заготавливали осенью, при об молоте хлеба. Зерна из колоса старались выбивать очеш осторожно, чтобы не повредить стебель. После окончанш полевых работ кустари начинали обрабатывать заготовь ленный материал: стебель очищали от верхней оболочка и разрезали на части соответственно его толщине. Переплетением солому обдавали кипятком для придания ei мягкости. Затем начинали плести ленты из 7 и более соломин. Промысел этот был низкодоходным, однако крес тьяне занимались им охотно.
Один из самых традиционных российских промыслов — лапотный. В нашем крае множество кустарейла- потников занимались промыслом в свободное от полевьи работ время. Днем кустари работали дома, а вечерами собирались в какой-нибудь избе на «посиделки» по 8—10 человек.
Сырьем для лаптей служило лыко, которое кустари приобретали у скупщиков, очень часто под залог каких- нибудь вещей: одежды, подушек и т. д. Изготавливали кустари лапти двух сортов: двухрядные и трехрядные. На последние затрачивалось больше материала и труда, поэтом} ценились они дороже на 5—17 копеек за десяток. Сбывали лапти частично на местных базарах, большая же часть перекупалась скупщиками, которые отвозили товар в Самару, Саратов и другие торговые пункты.
Необычайно популярными были изделия из бересты. Работа с этим материалом (роспись, резьба) нелегка и требует специальных навыков. В данном разделе мы расска- ~ жсм только о росписи, а о резьбе см. раздел «Изделия из дерева и приемы деревообработки».
Береста — это кора березы, которая является уникальным природным материалом. С незапамятных времен в . Древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких как рыбацкие челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, круги, муки, зерна, ягод, кедрового ореха, а также как прекрасные украшения. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества: молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыбаимногое другое.
Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступали изделиям из кожи. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках — и вы сразуже успокоитесь, если были чем-то взволнованы.
Береста с дров снимается весной, а с деревьев в местах вырубки в мае—июне. Снятые листы кладутся под гнет. Пачками, проложенными между сухими досками, в темном, хорошо проветриваемом помещении для того, чтобы они не сгибались.
Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются без применения каких- либо клеев, из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Работа с берестой очень разнообразна.
Мастера говорят, что на первом этапе создания расписной берестяной картинки выбирается кусок бересты' по рамке или рамка подгоняется под бересту. Клеем ПВА береста наклеивается на вырезанный по размеру рамки лист ДВП и для сушки, ставится под мягкий пресс на 24 ч. '
Далее маленьким ножом-косяком производят чистку бересты от слабых слоев, которые, если на них предполагается нанесение рисунка, необходимо убрать. Аккуратно с угла ножичком поддевается слой бересты и убирается он со всей плоскости. Остаются нетронутыми наросты. По бокам, если есть отслоения, можно применять клей ПВА.
Вставив дощечку с берестой в рамку, необходимо поразмыслить над композицией, и после этого рамка убирается. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми. Коричневой краской прозрачной насыщенности рисуются церкви и дома и заполняются этим же колером. Пока краска не успела высохнуть (а на бересте она сохнет долго), с одной стороны архитектуры вводятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны — с голубоватым оттенком. Эти условные введения делают архитектуру объемной. Получается некрасиво и размазанно, однако это не должно пугать.
Следующий этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы. Этот этап также самый продолжительный, если в картинке много архитектурных форм. Тонкой кистью, черной краской наносится почти чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома, заборы. Деревья, травинки и кусты не трогаются, так
как они позже усиливаются более темной коричневой краской.
Все оттенки снега можно найти в бересте, подобрать цвет к более темному оттенку и с разной насыщенностью написать снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же оттенком сделать тени под домами, нарисовать травинки на фоне темных домов. Слегка засветлйв часть рисунка белилами с Теплым оттенком, можно сделать несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Чужой цвет отталкивает. Для освещения окон используется чужой для бересты цвет: светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, красновато оранжевый и т. д. Это делается для создания ощущения радости, таинственности или ностальгических переживаний. Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой кисточкой наносится сеточка на окна церквей и прорисовываются рамы в окнах домов.
Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать для целостного восприятия композиции. Рамка, покрытая белой краской, готова, картинка, вставленная внутрь, заклеивается толстой бумагой или картоном под прессом на 24 ч. Картинка, сделанная темперой, может сохраняться вечно, Береста — это тот материал, который, если с ним разумно обращаться, проживет очень долго.
Работа с берестой вызывает огромный интерес и у детей, так как это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий й бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках материал. Работая с ним, дети очень быстро видят результат своего труда. Кроме этого, в работе с берестой не применяются вредные вещества — растворители, лаки.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.