logo
Константинова С

2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера

Резьба по дереву относится к числу наиболее древних видов русского народного декоративного искусства. В на­шей стране, славящейся лесными богатствами, она полу­чила развитие с незапамятных времен, наравне с роспи­сью по дереву.

Известно, что художественной резьбой в древности покрывались чаши, ковши, ложки, пряничные доски, мебель и целые избы. Особого подъема искусство резьбы и росписи по дереву достигло в XVII в. В России существу­ет несколько исторических центров изготовления художе­ственных изделий из дерева.

Декоративная пластика села Богородского (Загорский район Московской области) ведет свое происхождение от народной игрушки для детей и «забавы» для взрослых. Еще на рубеже XVIII—XIX столетий, а возможно, и рань­ше в богородской резьбе по дереву выделились две линии: одна — собственно игрушка, другая — миниатюрная де­коративная пластика. В начале XX в. творчество богород­ских мастеров подверглось сильному воздействию земс­ких школ и мастерских. Основными потребителями их становятся не дети, а взрослые: игрушка идет на экспорт, демонстрируется на выставках как декоративная пласти­ка. С другой стороны; в XX в. в богородской резьбе боль­шой удельный вес приобретают сложные многофигурные композиции.

Во множестве вариантов выделывались «упряжки» — традиционные, почти ничем не отличающиеся от велико­лепных образцов начала XIX в. парные или однолошадные «тройки», запряженные в пролетку, в крытый возок. Одни из них еще не отличались от детской игрушки: лошадь и возок — каждая на своей подставке, иногда на колесиках, вырезанные грубо, но выразительно, как делали раньше ходовые дешевые изделия. Были представлены и более новые образцы: типичная настольная скульптура с тща­тельной отделкой сбруи, традиционной одежды седоков, с менее условным движением лошадей. Здесь и парадные выезды барыни с гусаром и едущий с дровами мужичок. Богато представлены классические богородские звери и птицы, особенно много «коней». Выделяются предельным лаконизмом фигурки «льва» и «львицы с детенышем».

Во второй половине 1930-х гг. здесь развернулась под­готовка ко Всесоюзной выставке народных художествен­ных промыслов, мастера исходили из наблюдений над жи­вой природой, работали с натуры.

Среди русских промыслов, занятых художественной обработкой дерева, к числу более значительных принад­лежит хохлома Горьковской области. На рубеже XIX и XX вв. искусство хохломы отличалось выразительностью токарной крестьянской посуды простых форм в сочета­нии с лаконичной кистевой росписью, и в то же время процветала убогая вычурность предметов псевдорусско­го стиля (драконовидные ковши и т. п.) с рисованным по трафарету орнаментом.

В 1920—30-е гг. мастера, кроме обычной токарной по­суды начинают делать пеналы, чернильные приборы, шкатулки для рукоделия, подносы, декоративные ков­ши, вазы, мебель для детей и для взрослых и даже отделку табачных магазинов и киосков. А в 1920-е гг. некоторые мастера-хохломичи еще продолжали изготавливать крестьянскую посуду с исконными травными узорами.

В середине 1930-х гг. травные узоры в хохломской росписи стали преобладающими. Вернувшись к живой, свободной кистевой манере, мастера создавали поэти ческие образы родной русской природы. Увеличивается разнообразие орнаментальных мотивов. В узор включаются стилизованные изображения птиц, рыб, цветов, ягод.

Более сложная травная роспись имеет вид условных,, довольно пышных красных и черных растительных узоров, исполненных изящными каллиграфическими приемами на золотистом фоне. Крупные элементы сопровождаются мелкими, состоящими из ритмично повторяющихся маз­ков и пятнышек: они дополняют основную композицию и в то же время имеют самостоятельное значение.

Хохломской росписи 1930-х гг. вообще свойственно равномерное заполнение поверхности ритмично повто­ряющимися мотивами. Элементов узора в одной компо­зиции обычно немного, отсюда — спокойствие и легкость восприятия вещи.

В это же время появляется новое «фоновое»' письмо. Вместо кистевой росписи здесь прежде рисовали контур растительного узора, затем окрашивали фон (красным, черным, зеленым или коричневым цветом) и, наконец, кистью наносили мелкие разделки и «приписки» в виде тонкой кудрявой травки. Заполняя сплошь поверхность любой вещи, такой орнамент не выделял крупных дета­лей узора.

К концу 1930-х гг. оформление предметов орнамен­том, в том числе и роспись хохломских изделий, все больше начинает приобретать самодовлеющий харак­тер. Получают распространение вазы псевдоклассиче­ских форм, фигурные ковши и чаши неопределенного назначения и т. д.

Кроме хохломских изделий здесь изготовлялись то­карным способом известные всему миру семеновские «матрешки», появившиеся в начале XX столетия. Неко­торые крупные «матрешки», создаваемые для подарков и выставок, включали до 30 фигурок, вставленных одна в другую, простейшие состояли из трех штук.

Позже в орнаменте многих традиционных изделий из дерева появляются современные мотивы. Так, в резьбе, сплошь покрывающей изделие, традиционные мотивы- розетки, ромбы, треугольники довольно органично соче­таются с изображениями пятиконечной звезды и условно переданных снопов.