В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал агитационный фарфор. В этот период на складах в Петербурге скопилось большое количество нерасписанных изделий, которые было решено использовать как средство революционной агитации. На посуде появились революционные лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Фабрики — рабочим!», «Земля — крестьянам!» и др.
Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — Павел Кузнецов, Мстислав Добужинский и другие «мирискусники». Уже в ранних работах появилась символика СССР (например, серп и молот). Наряду с расписной посудой завод выпускал и мелкую фарфоровую скульптуру.
В России в годы Гражданской войны и хозяйственной разрухи отсутствие необходимых промышленных товаров, в том числе посуды, привело к возобновлению мелких гончарных производств. Правда, эти гончарные изделия нередко бывали грубой формы и с простыми украшениями, а иногда и без них.
Вследствие неравномерного развития художественных керамических промыслов в них, наряду с современными формами организации производства, можно наблюдать почти первобытные виды гончарства, которые, однако, нередко поражают художественным совершенством изделий. Среди республик нашей страны наибольшим искусством бытового художественного гончарства отличаются Украина, Средняя Азия и Дагестан.
На Украине в конце XIX — начале XX вв. активную роль в деятельности промыслов играло земство. Гончарные производства во всех основных центрах их распространения (Опошня, Миргород, Межигорье, Дыбинцы, Глинское и др.) имели характер хорошо оборудованных мастерских. Производство .сохраняло семейный характер с обычным для Украины разделением труда: гончар — глава семьи, основной работник — исполнял посуду; жена обжигала. На изделиях преобладает украшение поверхности рельефом и контррельефом, роспись применяется редко. Формы посуды довольно строгие и удобные. В массе своей украинские гончарные изделия оставались народными; мастера продолжали традиции, унаследованные от отцов и дедой.
В тридцатые годы много внимания уделялось развитию индивидуального творчества мастеров; всячески поощрялось создание новых форм сосудов, новых орнаментов.
В керамике западных областей Украины чувствуется влияние городских вкусов начала XX в., особенно в формах посуды и других бытовых предметов: вазочек, пепельниц, туалетных коробочек в виде башмачка и т. п. В росписи же в большей чистоте сохраняются народные приемы и мотивы. В целом украинское народное художественное
гончарство считалось наиболее развитым керамическим промыслом Советского Союза.
Как известно, киргизы, туркмены и казахи — до недавнего времени полукочевые народы — не имели своего гончарства, а приобретали нужную им посуду у таджиков и узбеков, занимавшихся этим ремеслом издавна.
К помещению гончарной мастерской, к станку, к обжигу, к самой глине гончары относились с почтением, как к святыне. С глубокой древности Средняя Азия славится прекрасной традиционной керамикой таких древних центров, как Самарканд, Бухара, Хива ji др. У городских гончаров Узбекистана мастерство передавалось почти везде только по мужской линии; женщины либо совсем не допускались к производству, либс? выполняли лишь некоторые подсобные работы. В других городах существовало некоторое разделение труда: одни гончары формовали посуду, другие украшали ее, а в Ташкенте мастера сами выполняли все от начала до конца. В орнаменте на блюдах, например, появились изображения цветов и коробочек хлопка, пятиконечные звезды и другие советские эмблемы. Делались даже попытки с помощью художников выполнять портреты и различные сюжетные композиции с человеческими - фигурами. Необходимо отметить, что местные особенности орнаментальных росписей на посуде в советские годы уже не соблюдались так строго, как прежде. До Великой Отечественной войны гончарное производство с оригинальными национальными формами посуды и орнаментикой было развито и во многих других республиках: в v Грузии, Армении, Молдавии, Белоруссии.
Керамика — один из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана. Изготовляющаяся здесь керамика
четко разделяется на две цветовые группы, сине-бело-зе- леную и зелено-коричнево-желтую.
Гжель развилась и окрепла в производстве утилитарных пределов. Один из важнейших критериев в гжельском искусстве майолики стал принцип функциональности. Характерны для гжельской керамики барочные украшения и роспись. Неделимость понятий «польза» и «красота» стали отличительной чертой творчества. Всякий персонаж в искусстве гжельца являлся собирательным образом — мужик, баба, военный, — сохраняя в себе лишь специфическое. Это выражалось, в первую очередь, в подчеркивании в фигурах самого важного, самого примечательного. «Неработающие» детали предельно обобщались. Лаконизм гжельской пластики особенно выразителен в майоликовых фигурках.
Вещи были составными, отдельные части вытягивались на гончарном круге. Скульптурные украшения выполнялись вручную или оттискивались в формах. Все изделия проходили окончательную ручную доводку. Сочетание графических и живописных приемов в гжельском декоре определило стилистику росписи.
С переходом к фарфору Гжель окончательно переросла рамки крестьянского кустарного промысла и вышла на широкий российский рынок. Новый материал был полностью освоен здесь лишь к 1830-м гг. Фарфор требовал новых способов обработки и давал качественно отличные от керамики выразительные возможности.
Стилистическое единство майоликовой пластики — игрушки и скульптурных деталей сосудов — с переходом к фарфоровому производству было нарушено.
Сегодня в России многие авторы работают в керамо- пластике монументального стиля. Следует назвать инте- - ресные и выразительные с пластической стороны композиции В. Земцова, Т. Обуховой, Г. Антиповой. В этом ряду выделяется также Т. Береснева.
Керамопластике Бересневой (композиции «Ангел», «Материнство», «Сон») присущ углубленный психологизм. Ее персонажи находятся в задумчивости. Большинство работ Н. Богдановой посвящено анималистической теме, но формы животных или птиц она сильно обобщает. Интересным направлением в керамике последних лет является органическое формообразование, от модных ранее индустриальных форм художники почти полностью отказались. В. Земцов делает из керамики подобие плетеных клеток с птицами, Г. Антипова делает из плодов и ветвей символ изобилия. Особенно заметны работы Е. Захаровой, которые представляют собой сложные композиции из растений, морских существ, раковин. Они поражают тонкостью ручной лепки, ювелирной проработкой каждой детали, необыкновенной сложностью композиции при значительной высоте работ — до 80—90 см.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.