logo
Константинова С

1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени

Далеко славились керамические изделия Древней Греции. Редких высот мастерства достигли критские ва- зописцы. Они изготовляли сосуды, различные по фррме и размерам. Минойские вазы тяготеют к объемным, сфе­рическим формам. Для устойчивости их иногда полнос­тью или частично закапывали в землю. Вазы раскраши­вали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и черную краски. Композиции включали в себя геометри­ческий узор и образы природы. Весьма часто на вазах изо­бражали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов; осо­бенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках.

Фарфор (от перс, «фег-фур») — керамические изде­лия из глины, каолина (белой глины) и минеральных до­бавок — был изобретен в Китае в IV—VI вв. В Европе с. XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина), с на­чалаXVIII в. — твердый.

Изделия из фарфора получили широкое распростране­ние в Китае уже к VIII—IX вв. Они появились там впервые благодаря богатым залежам особой породы — фарфорово­го камня и местной белой глины — каолина.

Каждый фарфоровый предмет представлял собой са­мостоятельное произведение искусства, которому зна­менитые поэты посвящали стихи. Сосуды разных школ фарфорового производства отличались пропорциями и нежными оттенками цветов.

Долгое время за пределами Китая не знали, как про­изводится фарфор: это было секретом и гордостью Тан- ской империи.

В период позднего Средневековья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий вновь вы­двинулся фарфор, технология которого достигла невидан­ного ранее совершенства. Мастера фарфоровых изделий ставили перед собой новые задачи. Фарфоровая продук­ция стала многоцветной; особенно знаменит стал распис­ной фарфор.

Отдельные этапы в истории китайского фарфора так же, как и соответствующие им изделия, обозначаются

именем правящей династии. Около 1500 г. производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII вв. голландцы. Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу, начиная с XIII в., ки­тайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских со­кровищницах.

Интересен и наименее изученный вид китайского де­коративного искусства — расписные эмали (хуа фалан). С техникой их изготовления китайцев познакомили фран­цузские миссионеры в конце XVII — начале XVIII вв. При этом образцами для китайских мастеров послужили зна­менитые л'иможские эмали.

В XVIII столетии фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличающиеся звонкостью, необыкновен­ной белизной и тонкостью фарфоровые изделия Китая были необычайно притягательны для жителей европей­ских стран. Более того, фарфор стали изготавливать и в Европе. Не достигнув тех качеств, которые были прису­щи китайским фарфоровым изделиям, европейская фар­форовая керамика приобрела собственные уникальные черты.

Так, фарфор в стиле ампир был похож на изделия из бронзы или камня. Подражая античной посуде, мастера покрывали его поверхность слоем синей краски, позоло­той или раскрашивали наподобие патины на бронзе.

В 1673 г. была основана первая французская мануфак­тура Л. Потера. Она производила мягкий фарфор, из все­го этого уцелело совсем немного вещей. Декорированы они большей частью кобальтом, реже другими красками (зеленой, красной). Краски наносились на глазурь и по­том обжигались.

Крупнейшим европейским центром по производству фарфора была мануфактура в Севре (близ Парижа).33 В 1800 г. там начали изготавливать так называемый твердый фарфор. Сервизы с археологической точностью воспро­изводили формы античных сосудов. Но техника мягкого фарфора, прославившая Севр в XVIII в., была утрачена на­всегда. Примеру Броньяра последовали фарфоровый за­вод в Мейсене (Германия)34 и мануфактура в Вене.

В первой половине XIX в. стеклоделие было един­ственным видом прикладного искусства, где вкусы дик­товала не Франция. В этот период были популярны ан­глийское декоративное стекло и богемский хрусталь, покрытые множеством граней, оправленные в бронзу и серебро.

Позднее, в период Реставрации и бидермейера, не­мецкие и австрийские мастера вновь стали изготовлять фарфор естественного белого цвета. Около 1830 г. каче­ство фарфора снизилось, его производство упростилось и подешевело. Теперь изделия из него не только украшали аристократические салоны, но и превратились в доступ­ные для многих предметы обихода.