Кружевоплетение
Необычайно интересно развивалось искусство кру- жевопйетения. Пережив свой расцвет в Средние века и Новое время, оно остается актуальным и сегодня. Даже советская власть не смогла уничтожить в России этот красивый и, как считалось, буржуазный вид искусства.
По-своему интересно в 1920—30-е гг. развивалось ручное кружевоплетение — один из уникальных народных промыслов России. Основные виды русских кружев (сколочное и численное) различаются тем, что сколочное (сцепное и парное) плетут по шаблону (сколку), выполненному на бумаге. Сколочное сцепное кружево выплетается по частям, которые затем соединяются при помощи тамбурного крючка. Сколочное парное кружево целиком выплетается по сколку. Численные кружева плетутся по счету петель без сколка, узоры их симметричны и образуются из небольшого числа простых геометрических
фигур — прямоугольников, полосок, зигзагов, выполненных обычно то более плотной, то редкой вязкой.
До середины 1930-х гг. изделия русских кружевных: промыслов шли только на экспорт что во многом определяло ассортимент, приемы плетения и материал. Боль-; ше всего в те годы плели мерные кружева. У мастеров каждого района были свои любимые узоры, которые они, варьировали всякий раз по-новому, комбинируя традиционные мотивы. Широкие и узкие, более плотные, с четким геометрическим рисунком — в Вологде и легкие, нежные, с округлыми звездчатыми мотивами — в Ельце, мерные кружева отличались большим разнообразием рисунка, способа и манеры выполнения. Одновременно с мерными кружевами в Вологде, Ельце и Вятке плелись и разнообразные штучные вещи — покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью.
Первоначально штучные вещи исполнялись по образцам модного в начале XX в. стиля модерн. Это были вещи сложных, вычурных очертаний с узором из вялых, монотонно-стилизованных растительных мотивов. И лишь по мере развития кружевных промыслов старые рисунки постепенно заменялись новыми. Большое значение в развитии ручного кружева имело создание специальных профессиональных школ.
К середине 1930-х гг. рисунки салфеток, накидок, покрывал становятся богаче по мотивам, их ритмический строй привлекает четкостью и гармоничностью. Одновременно кружевные узоры приобрели большую конкретность, приближаясь к существующим в природе растениям. Успехи русского кружевоплетения были отмечены на Международной выставке 1937 г. в Париже: вологодским йстерицам был присужден Гран при, а елецким — золотя медаль.
Одновременно с поисками новых растительных мо- Ивов художникй разрабатывали композиции с включе- ием советской эмблематики. Большая часть этих экспериментов была неудачной. Среди лучших вещей этого рода следует особо отметить подзор «Конница» Е. Звезди- Иой, выполненный для Международной выставки 1939 г. й Нью-Йорке. Это была строгая композиция с гармоничным узором.
Ручное кружевоплетение развивается и сегодня, к сожалению, перестав быть массовым и перейдя в ранг промысла или народного мастерства.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.