logo
Константинова С

Кружевоплетение

Необычайно интересно развивалось искусство кру- жевопйетения. Пережив свой расцвет в Средние века и Новое время, оно остается актуальным и сегодня. Даже советская власть не смогла уничтожить в России этот кра­сивый и, как считалось, буржуазный вид искусства.

По-своему интересно в 1920—30-е гг. развивалось ручное кружевоплетение — один из уникальных народ­ных промыслов России. Основные виды русских кружев (сколочное и численное) различаются тем, что сколочное (сцепное и парное) плетут по шаблону (сколку), выпол­ненному на бумаге. Сколочное сцепное кружево выплета­ется по частям, которые затем соединяются при помощи тамбурного крючка. Сколочное парное кружево целиком выплетается по сколку. Численные кружева плетутся по счету петель без сколка, узоры их симметричны и обра­зуются из небольшого числа простых геометрических

фигур — прямоугольников, полосок, зигзагов, выпол­ненных обычно то более плотной, то редкой вязкой.

До середины 1930-х гг. изделия русских кружевных: промыслов шли только на экспорт что во многом опре­деляло ассортимент, приемы плетения и материал. Боль-; ше всего в те годы плели мерные кружева. У мастеров каждого района были свои любимые узоры, которые они, варьировали всякий раз по-новому, комбинируя тради­ционные мотивы. Широкие и узкие, более плотные, с четким геометрическим рисунком — в Вологде и легкие, нежные, с округлыми звездчатыми мотивами — в Ельце, мерные кружева отличались большим разнообразием ри­сунка, способа и манеры выполнения. Одновременно с мерными кружевами в Вологде, Ельце и Вятке плелись и разнообразные штучные вещи — покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью.

Первоначально штучные вещи исполнялись по образ­цам модного в начале XX в. стиля модерн. Это были вещи сложных, вычурных очертаний с узором из вялых, моно­тонно-стилизованных растительных мотивов. И лишь по мере развития кружевных промыслов старые рисунки по­степенно заменялись новыми. Большое значение в разви­тии ручного кружева имело создание специальных про­фессиональных школ.

К середине 1930-х гг. рисунки салфеток, накидок, по­крывал становятся богаче по мотивам, их ритмический строй привлекает четкостью и гармоничностью. Одно­временно кружевные узоры приобрели большую конкрет­ность, приближаясь к существующим в природе растени­ям. Успехи русского кружевоплетения были отмечены на Международной выставке 1937 г. в Париже: вологодским йстерицам был присужден Гран при, а елецким — золо­тя медаль.

Одновременно с поисками новых растительных мо- Ивов художникй разрабатывали композиции с включе- ием советской эмблематики. Большая часть этих экс­периментов была неудачной. Среди лучших вещей этого рода следует особо отметить подзор «Конница» Е. Звезди- Иой, выполненный для Международной выставки 1939 г. й Нью-Йорке. Это была строгая композиция с гармонич­ным узором.

Ручное кружевоплетение развивается и сегодня, к со­жалению, перестав быть массовым и перейдя в ранг про­мысла или народного мастерства.