logo
Константинова С

В) виды резьбы по кости и техника их исполнения

Кость, мягкая и одновременно прочная, поддавалась практически любым способам обработки: ее точили, свер­лили, резали, гравировали. Изделиям из кости придава­ли самую разнообразную форму, ее тщательно шлифова­ли или полировали. Медные крепления, которые держали костяные накладки, использовались мастерами как деко­ративный элемент.

Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и опреде­ляют форму предмета. Из соображений прочности буду­щего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности. Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку, по форме и размерам подходящую для будущего изделия. При изготовлении ко-. стяных коробочек, шкатулок, ларцов, мебели основу для них делали из дерева, а потом снаружи оклеивали резны­ми костяными пластинами.

Резьба бывает 4-х основных видов: объемная, ре­льефная, контурная, сквозная (ажурная). При создании изделий также проводятся вспомогательные работы, на- . пример, сверление отверстий.

Наиболее простой для исполнения была гладкая резь­ба. По предварительно нанесенному рисунку мастер по­степенно углублял фон; рельеф мог быть различной высо­ты — от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах. Этот вид резьбы применялся при изготовлений всевозможных шкатулок и коробочек, а также костяных икон и кубков.

Более трудной по технике исполнения была объемная; резьба — работа над трехмерными фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения. Такие скульптуры могли входить в состав сюжетной композиции, служить черенками ножей, украшать крышки ларцов и т. п.

Самая сложная по технике — сквозная резьба, называемая также «резьба на проем». Такая резьба требует большой аккуратности и опыта: малейшее неосторожное движение — и весь сложный тонкий по рисунку узор может быть испорчен. Резьба на проем прорабатывалась дополнительной моделировкой поверхности. Красота узора подчеркивалась использованием дополнительных цвет- я ных фонов. Такая резьба активно использовалась для декора стенок и крышек ларцов, пластин вееров, декоративных ваз и медальонов.

Кроме резьбы, для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко — с подцветкой (краска пло,тно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок): Для большей декоративности изделий в XVIII—XIX вв. отдельные ко­стяные пластины окрашивались природными красителя­ми: шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от крас­но-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спе­лой бузиной (красный цвет) и др. В особых случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скре­пы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в до­полнительные декоративные элементы.

Ажурной резьбой украшают небольшие костяные пред­меты: шкатулки, коробочки, книжные закладки, броши, кулоны и многое другое. Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были три вида орнамен­та: геометрический, растительный и рокайльный — осо­бый вид орнамента (возник в XVIII в.) — в форме морской раковины. В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной, резьбы выполняются и орнаментальные и сю­жетные композиции, а сырьем может служить обычная коровья кость30.

Просверлив все отверстия, приступайте к выпилива­нию проемов по контурам. Мелкие проемы обрабатывают втиральниками, а более крупные выпиливают лобзиком на подставке. Когда крупные проемы будут выпилены, их края обрабатывают надфилями. Довольно часто ажурные вставки дополнительно обрабатывают плоскорельефной резьбой.

Чтобы убрать различные царапины й случайные вмя­тины на поверхности резней вставки, а заодно следьг ка­рандаша и остатки лака, ее отшлифовывают мелкой наж­дачной бумагой. Полоску наждачной бумаги вставляют в пропил оправки и оборачивают вокруг нее против вра­щения. У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая чистота поверхностей вставки будет достиг- -»- нута, можно приступать к полированию.

Полируют костяное изделие на матерчатом или сукон­ном полировальном круге со специальной пастой, кото­рая состоит из 10'весовых частей зубного порошка, 5 ча­стей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира. Жидкую массу выливают в картонные коробочки. Когда масса остынет и затвердеет, коробочки разрывают и извлекают из них бруски полировочной пасты. Пасту наносят на матерчатый круг во время его вращения. За­тем, удерживая костяную вставку в руках, прижимают ее к кругу с нанесенной пастой и полируют, до тех пор пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск. В углублениях костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты убирают тряпкой. Можно полиро­вать костяное изделие и вручную — при помощи зубного порошка.