Искусство вышивки в россии
Современные изделия с вышивкой занимают видное место в искусстве декоративно-прикладного искусства России. Народ создавал это искусство веками. Каждое поколение мастеров вводило новые материалы, совершенствовало технику выполнения узора. Все эти дополнения входили в сложившуюся художественную систему выразительных средств. При этом в произведениях ясно обозначено их функциональное назначение. Художники строчевышивальных промыслов России разнообразно используют все богатство вышивки разных народов России для создания высокохудожественных произведений.
На современном этапе обновление и изменение декоративно - выразительных средств искусства вышивки проявляется в создании изделий новых масштабов, пропорций и ритмов, в применении новых по фактуре и структуре тканей и материалов, новых технических приемов выполнения вышивки, в решении колорита. Изменилась композиция, круг геометрических, растительных и орнаментальных мотивов. Однако основа образно-выразительных средств сохраняется.
Вышивальное искусство разных областей имеет свои особенности. Так, нижегородские гипюры (по сравнению с южными и центральными регионами) характеризуются более яркими цветами. Традиционную основу горьковского гипюра составляет вышивка по сетке со средним размером ячеек 5—7 мм. Узор вышивки выполнялся белыми нитками и строился на сопоставлении штопки, воздушной петли, паутинки с пушистыми объемными гипюрными швами.
В вышивках нижегородских гипюров большая декоративность и выразительность достигаются благодаря новому соотношению орнамента и фона. Это впечатление создают более свободное по сравнению с традиционным заполнение сетчатого фона узорными разделками, иное соединение плотных и ажурных форм, ритмическое построение орнамента.
В композициях преобладает членение полосы вышивки на отдельные квадраты или прямоугольники, внутри которых помещаются орнаменты. Даже если полоса не расчленена, орнаментальные формы располагаются на определенном расстоянии друг от друга, четко читаясь на сквозном фоне отдельными фигурами.
Вышивка. В рассматриваемый период происходит восстановление основных центров русской художественной вышивки в Московской, Ивановской, Горьковской, Калужской, Новгородской, Рязанской, Смоленской и многих других областях и районах, где устойчиво сохранялись характерные локальные особенности.
Так, например, изделия крестецких мастериц отличались чеканно-ювелирной тонкостью ажурного орнамента, образованного плотно перевитыми нитками. Совсем иначе выглядели горьковские гипюры — прозрачные и нежные, мягкие на ощупь, как бы сотканные из узорных снежинок. В менее сложных вышивках ивановских мастериц применялась строгая прозрачная строчка простого геометрического узора, шитье крестом и другие швы.
Тончайшей гладью вышивали мастерицы Мстеры (Владимирская область). Белые цветочные узоры обычно составляли букеты и гирлянды с рокайльными завитками и решеточками, которые рельефно выделялись на тонком белом батисте.
В Рязани, Смоленске, Орле, Калуге также сохранялись традиции народной крестьянской вышивки как в технике шитья, так и в характере орнамента. Наряду с белой строчкой, выполненной без резких контрастов, здесь вышивали старинной «цветной перевитью». Особенно характерны в этом отношении изделия тарусских вышивальщиц.
Общее развитие русской вышивки в рассматриваемый период шло к более органичному использованию наследия крестьянской вышивки в украшении предметов городского быта и одежды. В этом процессе значительная роль принадлежала художникам и искусствоведам, которые на протяжении 20—30-х гг. вели систематический сбор и изучение вышивок различных районов России, выявляли художественные и технические особенности работ местных мастериц. Так, для возрождения старинной калужской крестьянской вышивки много сделала худож- ница М. Гумелевская. Бережное и творческое обращение художницы к местным традициям способствовало в дальне йшем выделению Тарусы в самобытный центр народной вышивки.
Начиная с 30-х гг., народная вышивка стала широко применяться в городском костюме. Работа шла в двух направлениях. В одном случае художники артелей пытались приспособить к современному быту предметы крестьянской праздничной одежды. Довольно точно воспроизведенные народные мордовские, чувашские, олонецкие рубахи, рязанские шушпаны и т. п. имели большой успех на выставках, однако были нежизненными в быту, тем более что обилие вышивки делало их чрезвычайно дорогими.
Большее признание получили те работы, в которых одежда городского покроя — платья, костюмы, кофточки — украшалась народной вышивкой. Такие модели одежды выглядели празднично и выгодно выделялись среди стандартной одежды фабричного изготовления.
Перестройка вышивальных производств на потребности внутреннего рынка во второй половине 30-х гг. привела к тому, что большинство артелей прекратило выполнять пещи с ручной вышивкой. Трудоемкие геометрические и сюжетные народные мотивы вытеснялись шаблонными рисунками ажурной машинной вышивки в виде карту- шей, завитков, стилизованных цветов и других мотивов, взятых с печатных рисунков начала XX в.
Искусство мастеров и художников ручной вышивки продолжало сохраняться лишь в небольших очагах народного ремесла в Ивановской, Калужской, Рязанской, Горьковской областях. Основное внимание здесь направлялось на создание уникальных произведений для показа на зарубежных и отечественных выставках.
Одновременно с нарядными красочными композициями скатертей, панно, занавесей, выполненными в исконно русских национальных традициях, мастера этих промыслов пытались делать вещи, в которых отражалась современность. Ставя перед собой эту исключительно трудную для вышивки задачу, они стремились найти декоративные средства, свойственные природе данного вида искусства, однако нередко они предпочитали имитацию станковых композиций.
Уже в 1919 г. на Украине начинается восстановление художественно-промышленных мастерских по вышивке, ткачеству, коврам, набойке и пр.
Вырезка — способ вышивки при котором рисунок вырезается в ткани и обметывается по краю.
На Украине, как и в России, с первых лет советской власти началось объединение вышивальщиц Черниговской, Полтавской, Винницкой и других областей в артели промысловой кооперации.
Особенностью украинской вышивки этих лет было сохранение народной основы не только в характере узоров и технике исполнения, но также в принципах оформления вещи. Богатство и разнообразие вышивки обусловливались, с одной стороны, сохранением ее в крестьянском быту и после революции, с другой — устойчивостью национальных элементов в убранстве дома и одежде у городского населения.
Наибольшей известностью в 20—30-х гг. пользовались вышивки Решетиловки, Клембровки, Сорочинцев, Полтавы, Диканьки, где мастера в совершенстве владели народным орнаментом. Здесь по-прежнему вышивали украинские женские сорочки и мужские рубахи, а также рушники и другие предметы убранства жилища. На женских сорочках щедро расшивались перед, оплечья, рукава; у мужских рубах — воротник, манжеты и подол. Вышивка сохраняла строгость орнаментальных мотивов и цветовых сочетаний. В ней преобладали геометрические или сильно геометризованные растительные мотивы, расположенные в зависимости от украшаемой части одежды либо фризом, либо вертикальными полосами. Узор, как правило, выполнялся различными техническими приемами, сочетающими верховые счетные фактурные швы со строчкой и ажурной вырезкой. При этом в каждом районе сохранялись свои традиционные приемы мастерства.
В северных районах — на Полтавщине и Черниговщи- ие — шили белой ниткой по белому холсту, подчеркивая контур и разделки узора красной, розоватой, а иногда и черной нитью. Создавалась интересная светотеневая игра фактуры, узор приобретал живописную мягкость и изысканность.
Иначе выглядели вышивки южных районов. Особенно самобытны были работы мастериц Подолии. В селе Клембровка применяли старинную технику набором, исполняемую обычно красными и черными нитями с добавкой золотистых и синих тонов. Орнаментальные мотивы в виде угольников, розеток, волнистых линий, обогащенные разделками и отростками, напоминали геометризованные цветы и стебли. Фон между ними также воспринимался как орнамент. Часто в стройный ритмичный узор вводились изображения птиц, животных и растительные мотивы.
По-своему декоративны были вышивки на женских и мужских рубахах в Киеве и Харькове. Крупный красно- черный узор из плоскостно решенных букетов и гирлянд роз и других цветов контрастно выделялся на белом фоне ткани. Эти сложившиеся в конце XIX в. узоры менее гармоничны, чем вышивки других районов, они дальше от народных традиций.
Более типичный украинский растительный орнамент сохранился в украшении рушников, издавна игравших в народном быту важную роль. Густым цветочным узором украшались полтавские рушники. В них применялись эффектные вышивки верхошвами, позволяющими покрывать большие плоскости пышным цветочным узором, густым по краю и более легким ближе к центру. Фантастические цветы в виде букетов свободно заполняли почти весь рушник. В отдельных случаях весь центр занимал один растущий из вазона или корзины куст. И, хотя применялись только красные нити, узор воспринимался весьма живописно; варьируя соотношение красного рисунка и белого фона, степень плотности швов, мастерицы достигали разнообразной игры красного цвета, ритмично переходящего от нежно-розовых оттенков в контурах и деталях узора к насыщенным красным тонам в сплошном гладьевом застиле цветочных мотивов.
Рушники киевских и харьковских мастеров по орнаменту и принципу композиции были близки к полтавским, но имели свои особенности: в киевских рушниках узор более мягкий, лишенный сильных цветовых контрастов; харьковские вышивальщицы, наоборот, четко выделяли рисунок за счет сплошной зашивки каждой формы; здесь одноцветность рисунка выступала более отчетливо, чем в полтавских и киевских рушниках, всегда отличавшихся богатством тональных нюансов.
В конце 30-х гг. наряду с традиционной вышивкой на Украине проводились эксперименты по использованию национального народного орнамента в вещах городского быта — на портьерах, коврах, панно, подушках и т. д. Интересными были опыты талантливой народной художницы Ганны Собачко, хотя ей и не всегда удавалось в своих узорах учесть специфику вышивки. Ее работы получили широкое признание на Выставке украинского народного искусства в Москве и Киеве в 1936 г.
Во второй половине 30-х гг. мастера Украины одновременно с традиционными льняными широко применяли шелковые и хлопчатобумажные ткани различных структур, в том числе легкий прозрачный маркизет и крепдешин. Подчиняясь фактуре этих тканей, узор строился здесь на мелком стежке, а вышивка своим тяжелым, плотным застилом контрастировала с легким фоном. Новым явлением было и усложнение цветовой гаммы вышивки за счет применения цветных тканей и разнообразных нитей.
В конце 30-х гг. на Украине, как и в России, осваивалась машинная ажурная вышивка. Ее широко применяли в дешевой массовой продукции. Однако здесь освоение машинной техники не сопровождалось значительным сокращением ручной вышивки, которая, как и раньше, находила широкий сбыт среди местного населения.
Сюзане выполнялись специальными декоративными швами, представляющими разновидность гладьевогошва. В различных районах этот шов применяли по-своему, что придавало вышивке свои декоративные особенности. Рисунки на сюзане создавались специальными рисовальщицами.
Искусство вышивки у народов Средней Азии и Казахстана на протяжении 20-х гг. продолжало развиваться главным образом как мелкое кустарное производство на дому, обслуживающее рынок. У киргизов, казахов, туркменов, каракалпаков вышивка сохранялась лишь как домашнее ремесло. В вещах, выполнявшихся «для себя», мастера варьировали традиционные композиции. Вышивалась одежда, головные уборы, ритуальные вещи, предметы убранства. Особенно ярко творчество местных мастеров проявлялось в больших декоративных панно- сюзане, которыми завешивали стенные ниши в комнате, пЬкрывали днем постели или использовали их как скатерти.
В конце 20-х — начале 30-х гг. в Узбекистане и Таджикистане возникают вышивальные артели, объединившие в первую очередь, городских ремесленников. Особенно известными были производства Самарканда, Шахрисяб- за, Ташкента, Чуста, Маргелана, Бухары. Они выпускали наиболее распространенные в местном быту изделия — сюзане и тюбетейки. Спрос местного населения на деше-: вые сюзане заставлял мастеров отказываться от трудоемких ручных процессов и искать более быстрых способов вышивки. Складывается новый тип сюзане с машинным тамбуром. Характерной чертой таких сюзане становится яркий узор на темном или цветном фоне, а также сравнительно небольшая величина самой вещи, из-за чего растительные мотивы делаются мельче, их трактовка - конкретнее, а размещение узоров на плоскости — боле
плотным. Эти общие черты по-разному варьировались в производстве Ташкента, Самарканда и других районов Узбекистана.
При сохранении местных различий в узорб новых сюзане отчетливо выступает и то общее, что отражало вкусы широких слоев населения разных районов.
В 30-е гг. известную роль в процессе стирания локальных различий сыграли мастера-инструкторы, которые помогали производствам осваивать машинный тамбур, сохраняли особенности и своеобразие местных традиций. Так, например, бухарский мастер С. Мирза- ев работал инструктором в ряде артелей Буйры и Ташкента, где подготовил немало учеников и учениц. Марге- ланекий мастер И. Маминханова обучала самаркандских мастериц. Немаловажное значение имела и совместная работа в городских артелях мастеров из разных районов, когда они, естественно, заимствовали друг у друга местные приемы.
Постепенная нивелировка локальных особенностей вышивки отдельных районов прослеживается и в производстве тюбетеек, исполнявшихся в артелях. Благодаря повышенному интересу населения к тем или иным типам рисунков они осваивались артелями разных районов. Так было, например, с чусч — мужской тюбетейкой. Узбеки особенно ценят ее тонкий ювелирный белый узор.
Названные работы находятся в Музее народного ис- | кусства в Москве. (См. также: Словник мастеров художественных промыслов. Вышивка. Рукопись НИИХП.) «Калампур» (калампур — стручок красного перца), который располагался на каждой из четырех граней тюбетейки, четко выделяясь на черном фоне. Спрос на эту тюбетейку был столь велик, что ее начали изготовлять во многих артелях. Также повсеместно было распространено производство женской многоцветной тюбетейки с нарядным цветочным узором.
Говоря о вышивальном искусстве Узбекистана 20— 30-х гг., необходимо подчеркнуть ведущую роль народных художников: на каждом производстве были талантливые мастера, свободно компоновавшие узоры прямо на ткани и непринужденно., всякий раз по-новому, наносившие свой рисунок. Их творческую мысль подхватывали мастерицы-вышивальщицы, развивая и дополняя цветом графическую основу композиции.
У народов Закавказья вышивка как традиционное народное искусство в значительной степени была утрачена еще в конце XIX в., и потому в 30-е гг. XX в. этот промысел не получил здесь значительного распространения.
В искусстве вышивки 20—30-х гг. можно проследить тенденции, в той или иной степени проявившиеся в творчестве мастеров разных районов и республик.
Бесспорно, общим было широкое обращение к наци- ональным-традициям, творческое использование их наиболее демократических народных основ.
Создавались предметы, в которых отражались черты нового в жизни советского народа, делались вещи, красочные, нарядные, радостные. В процессе широкого творческого общения мастеров и художников на многочисленных выставках, а также в результате сближения быта городских и сельских жителей всех наших республик локальные различия в искусстве вышивки заметно ослабевали, утрачивались в ряде случаев ценные художественные навыки.
Характерным явлением 30-х гг. было повсеместное привлечение мастеров вышивки к работе над крупными декоративными произведениями, которым придавалось большое общественное значение. Выполняемые лучшими мастерами и художниками различных республик декоративные панно, занавеси, рушники, сюзане украшали театры и клубы, избирательные пункты; с ними ходили на демонстрации, дарили их на юбилейных праздниках, показывали в музеях, на отечественных и зарубежных выставках. Наряду с традиционными мотивами орнамента в них часто вводили изображения пятиконечной звезды, серпа и молота, гербов союзных республик, самолетов, плотин, пшеницы, хлопка, плодов и фруктов, символизировавших успехи социалистического строительства. В таких произведениях особенно ценилась достоверность изображения, точность и правдоподобие деталей, живописно-светотеневая разработка формы. Иллюстративная, а не декоративная основа таких изображений особенно сильно выявлялась при их сочетании с традиционным народным орнаментом, введение которого должно было подчеркнуть национальный характер произведения, Лишь очень немногим художникам удавалось разрешить это противоречие и создать действительно декоративные произведения на современную тему. Таковы лучшие произведения народной вышивки, показанные на международных выставках в Париже и Нью-Йорке, а также выполненные в период Великой Отечественной войны (вышитые панно «Салют Москвы» Н. Сапожниковой, 1943; «Вперед на Запад» Е. Дмитриевой-Шульпиной, 1945 и др.). Условно трактованным изобразительным мотивам здесь придавался аллегорический оттенок, а узор согласовывался с материалом и техникой вышивки.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.