6. Шпалеры и ковры
Ковер — художественное текстильное изделие, обычно' с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, • а также для звукопоглощения (бесшумности). Сохранились свидетельства о существовании ковров в Древней Ассирии и Вавилоне.
Художественные особенности ковров определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шелка, льна, хлопка и др.) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т. д.), цветом.
Издавна прославились восточные ковры — иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские ковры классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и т. д.) или по типу орнамента («медальон- ные», «охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Турецкие ковры также делятся по месту производства и украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), расцветка большинства из них диагональная.
Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, иногда золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканные на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло.в Западной Европе в XII—XIII вв., они широко применялись в убранстве жилых и парадных помещений. Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. — Брюссель. С середины XVIII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер XVII—XVIII вв. — мифология, исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи.
В России производство шпалер началось при Петре I. В1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859 г.).
В XVII—XVIII вв. выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савоньри в Париже (она находилась в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название ее — от savon, т. е. мыло).
В XIX в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине XX в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение.
В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и т. д. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолетов и автомашин) ковры имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают ковры ручной и машинной (с середины XIX в.) работы, тканные и вязаные. Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (например, малорастяжимые) предопределяет тип ковра и область его применения, его надежность, долговечность.
Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной работы непревзойденны, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путем завязывания узлов из разноцветной ворсовой пряжи на нитях основы. Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребенкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему.
Ковры, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, применяется отделка — парка и очистка, штопка, стрижка т. д.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.