logo
Константинова С

6. Шпалеры и ковры

Ковер — художественное текстильное изделие, обычно' с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, • а также для звукопоглощения (бесшумности). Сохрани­лись свидетельства о существовании ковров в Древней Ассирии и Вавилоне.

Художественные особенности ковров определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхно­сти), характером материала (шерсти, шелка, льна, хлопка и др.) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т. д.), цветом.

Издавна прославились восточные ковры — иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские ковры классифицируются по месту производства (на­пример, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и т. д.) или по типу орнамента («медальон- ные», «охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»). Турецкие ковры также делятся по месту производства и украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизо­ванных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Туркмен­ские ковры классифицируются по родоплеменной при­надлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), расцветка большинства из них диагональная.

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — стен­ные безворсовые ковры с сюжетными и орнаменталь­ными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, ино­гда золотые и серебряные нити), плотно закрываю­щими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образу­ющими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканные на станках с вертикальным крепле­нием основы и баслис — на горизонтальных станках. Мо­делью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

Производство шпалер возникло.в Западной Европе в XII—XIII вв., они широко применялись в убранстве жилых и парадных помещений. Основные центры средневеково­го шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. — Брюссель. С середины XVIII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура гобе­ленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Из­любленные темы шпалер XVII—XVIII вв. — мифология, исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасто­рали, пейзажи.

В России производство шпалер началось при Петре I. В1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфак­тура (существовала до 1859 г.).

В XVII—XVIII вв. выделяются ворсовые ковры ману­фактуры Савоньри в Париже (она находилась в помеще­ниях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и на­звание ее — от savon, т. е. мыло).

В XIX в. с развитием фабричного производства худо­жественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине XX в. в ряде стран (осо­бенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение.

В оборудовании современного жилого и обществен­ного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия по­лов, мебели, стен и т. д. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности нагру­зок (неодинаковых в жилых или общественных помеще­ниях, каютах судов, салонах самолетов, вертолетов и ав­томашин) ковры имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и ком­бинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают ковры ручной и машинной (с се­редины XIX в.) работы, тканные и вязаные. Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее задан­ными свойствами (например, малорастяжимые) предо­пределяет тип ковра и область его применения, его на­дежность, долговечность.

Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ковры ручной работы непревзойденны, поэтому их стои­мость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путем завязывания узлов из разноцветной ворсовой пря­жи на нитях основы. Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе тка­ни. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металли­ческой гребенкой весь ряд плотно прибивается к преды­дущему.

Ковры, снятые со станков, обычно загрязнены и име­ют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, применяется отделка — парка и очист­ка, штопка, стрижка т. д.