logo
Константинова С

2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха пора­жало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. На долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Слож­ная, высокоразвитая религиозная система восточносла­вянского язычества стала важным источником фантазии древнерусских ювелиров. Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. .

В XVIII в. ювелиры начинают подражать античности в выборе формы украшений и драгоценных камней. Выше всего ценились жемчуг и кораллы. Из сардоникса и ага­та вырезали камеи, которыми отделывали броши, брасле­ты, серьги, запонки, диадемы. Расцвело и искусство золо­тых дел мастеров. Во времена Реставрации и бидермейера дорогих изделий стало меньше — символический смысл ставился выше материальной стоимости вещей. Только в 30—40-х гг. XIX в. возвратилось пристрастие к ценным и - сложным украшениям. Большинство ювелиров той поры подражали образцам прошедших исторических эпох, не­редко с большим вкусом.

В России XIX в. можно выделить две основные шко­лы в ювелирном искусстве: петербургскую (фирмы Фа­берже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др.) и национальйую. Несмотря на общую направленность искусства этого времени, различие московской и петербургской школ в ювелирном деле весьма заметно.

Во второй половине XIX в. в декоративно-приклад- ное искусство приходят различные «исторические» сти­ли, воспроизводящие рококо, готику, а также в поисках национального русского стиля воскрешаются элемен­ты древнерусского искусства. Сталь модерн появляется в русском ювелирном искусстве в конце XIX — начале XX в., как и в других областях искусства. Также, начи­ная с XVIII в., вследствие активных контактов с Западом, принятием многих европейских традиций, быта, костю­ма происходит существенное изменение форм золотых и серебряных предметов, обусловленное появлением новых и переменой функций у старых.

Мастера-ювелиры второй половины XIX — начала XX в. воспроизводили старинные предметы, копировали орнаменты, использовали национальные мотивы для соз­дания оригинальных произведений.

Для московского ювелирного искусства характер­но возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству. Яркими выразителями этого направления были крупные фирмы П. Овчинникова и И. Хлебникова. Карл Фаберже — типичный представи­тель западной ориентации. Однако различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербургски­ми предпринимателями. В отличие от Москвы, еще в XVIII—XIX вв. Петербург — законодатель мод и стили­стических направлений, на которые ориентируются ма­стера других ювелирных центров России.

В этот период ведущей в петербургской школе была фирма К. Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 г. При этом петербургские мастера ювелиры второй половины XIX — начала XX вв. были творче­ски более разобщены. Часть из них в своих устремлениях сближалась с московскими мастерами. Между изделия­ми московского и петербургского отделений фирмы су­ществует разница: зажиточные московские торговцы отдавали предпочтение более дорогим и массивным про­изведениям, чем покупатели Петербурга.

Всемирно знамениты ювелирные изделия Карла Фа­берже, первое место среди которых занимают ювелирные пасхальные яйца7. В 1885 г. Александр III поручил Фабер­же изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок су­пруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным по­ставщиком императорского двора. Всего для венценос­ной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц -- подлинных шедевров ювелирного ис­кусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звуча­ла прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.

Но все же пасхальные яйца составляют лишь ма­лую часть всей продукции Фаберже. Карл Фаберже был прежде всего золотых дел мастером, и изумительные тво­рения, созданные в мастерских Фаберже, представляют собой примеры ювелирного искусства. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Ев­ропы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 ООО ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и уди­вительных.

То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает к себе во всем мире, связано с ре­волюцией в ювелирном деле, которую Карл Фаберже со­вершил сразу после того, как в возрасте 24 лет принял от своего отца Густава ювелирную мастерскую, открытую в 1842 г. на Большой морской улице в Санкт-Петербур­ге. Молодой и дерзкий ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством ис­полнения, а не богатством использованных материалов. Время доказало справедливость этого девиза.

Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже зо­лото никогда не было просто золотом — оно могло быть красным, белым или зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Тех­нология изготовления эмалей, разработанная в мастер­ских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзой­денным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевоз­можными осложнениями. Эмали Фаберже характеризу­ются равномерностью качества и гладкостью поверхно­сти. Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя укря ком, выгравированном на металле и п рос веч и сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фа­берже является эффект изменения цвета при легком по­вороте изделия.

В 1880-хгг. Карл Фаберже добился грандиозного успе­ха. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 г. он полу­чил золотую медаль за свои ювелирные изделия. В 1885 г. он получил звание ювелира его Величества Император­ского двора. Модой в Европе 1870-х гг. было тяжелое по­лированное золото с большими бриллиантами, визуально создававшими эффект богатства. Фаберже достигает сла­вы неповторимости художественными эффектами — со­четанием драгоценных камней с полудрагоценными. Он смело сочетал рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты с лунным камнем, хризолитами.

Успех фирмы рос так быстро, что мастер открыл свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне. В мастерских Фаберже работало более 500 ма­стеров, назначенных лично Фаберже. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным масте­рам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост — каж­дое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произве­сти отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелир­ного произведения.

Интересны также изделия в стиле модерн. Фаберже возобновил и усовершенствовал искусство вставления камня — бриллианты, граненные розой, вставлялись глу­боко. В этом Фаберже следовал традиции, характерной для русского ювелирного дела.

В 1913 г. производство в мастерских было сконцентри­ровано на небольших ювелирных предметах с государ­ственной символикой: двуглавом орле, короне монарха с датами 1613-1913, в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Императорская канцелярия заказывала такие изделия. Также были заказаны сотни ми­ниатюрных кулонов в виде пасхальных яиц. Эти изделия стали популярными в качестве подарков, которые можно было носить на цепочках или тесемке. Некоторые яйца были украшены гербом императора, эмблемами Георгиев­ского креста, двуглавым орлом и другими темами. С начала войны 1914 г. самой популярной эмблемой стал «красный крест». Яйца Фаберже отличаются от яиц, сделанных дру­гими ювелирами, небольшими размерами и изяществом декора. Почти все они декорированы золотом и имеют не­большое колечко. К сожалению, колечки с пробой Фабер­же часто отламывались, и поэтому многие яйца можно сей­час отнести к фирме Фаберже только стилистически или технически при сравнении с другими образцами.

Во время Октябрьской революции 1917 г. Фаберже пришлось закрыть все свои мастерские и покинуть Рос­сию. Большинство ювелирных изделий фирмы Фаберже не сохранилось. Они были разобраны и распроданы рус­скими эмигрантами из-за ценности камней.

После смерти Карла Фаберже в Швейцарии в 1920 г. попытки возродить дело, несмотря на все усилия его сына, не привели к успеху.

Преемник Карла Фаберже сегодня — компания Victor Mayer (VM). Попытки возродить знаменитую марку Фа­берже на протяжении 70 лет так и не имели успеха. После длительных поисков Фаберже удается найти компетент­ного и высококвалифицированного мастера в лице Дома Victor Mayer, основанного в 1890 г.

Компания Victor Mayer (г. Пфорцхайм, Германия) была основана более ста лет назад гравировщиком Вик­тором Майером. Великолепные изделия Майера — деко­рированные эмалью портсигары, пудреницы, настольные колокольчики, стаканы высоко ценились еще в царской России. А в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже сво­ими работами он составил достойную конкуренцию са­мому Карлу Фаберже.

Сегодняшние изделия Фаберже — это не воссоздание копий ранних работ Карла Фаберже, а оригинальные про­изведения Фаберже. В 1990 г. мастера-ювелиры Victor Ma­yer взялись за возрождение великих традиций Фаберже. С этого момента возобновилось производство ювелирных пасхальных яиц и миниатюрных кулонов, выполненных в форме яйца. Оригинальные творческие идеи и несравнен­ное мастерство — визитная карточка знаменитого ювели­ра Карла Фаберже — послужили источником вдохновения при разработке современных коллекций. Сегодня, как и раньше, темами, вдохновляющими художников-ювели­ров при создании ювелирных яиц, являются крупнейшие мировые события и выдающиеся люди, оставившие след в истории человечества.

Первое послереволюционное яйцо Фаберже — «Мир Горбачева» — выполнено в честь присуждения Михаилу Горбачеву Нобелевской премии мира. Темой для серии великолепных ювелирных яиц послужила музыка Антонио

Вивальди «Времена года». Восхитительна коллекция, соз­данная по мотивам всемирно известного яйца «Сосновая шишка» — одного из лучших творений Карла Фаберже.

Кульминацией творческих стремлений мастеров, вне всяких сомнений, стало музыкальное яйцо «Часы с ин­дикатором лунных фаз», ставшее сенсацией на недавней международной часовой и ювелирной выставке «Базель 2001». На разработку и создание этого шедевра мастерам потребовалось 18 месяцев. Помимо времени, часы с 8- дневным запасом хода показывают годовой зодиакаль­ный цикл и лунный календарь. Музыкальный механизм часов играет 9 мелодий.

О судьбе еще одного яйца, которому вскоре предстоит родиться в мастерских ювелиров Фаберже, стало извест­но на пресс-конференции, данной президентом компа­нии Victor Mayer г-ном Маркусом Моором. Уникальная коллекция Фаберже, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, пополнится еще одним шедевром, который бу­дет передан в дар крупнейшей мировой сокровищнице: внутри ювелирного яйца будет миниатюрная копия зна­менитой арки, украшающей самую маленькую улицу Мо­сквы — Третьяковский проезд.