2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. На долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником фантазии древнерусских ювелиров. Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. .
В XVIII в. ювелиры начинают подражать античности в выборе формы украшений и драгоценных камней. Выше всего ценились жемчуг и кораллы. Из сардоникса и агата вырезали камеи, которыми отделывали броши, браслеты, серьги, запонки, диадемы. Расцвело и искусство золотых дел мастеров. Во времена Реставрации и бидермейера дорогих изделий стало меньше — символический смысл ставился выше материальной стоимости вещей. Только в 30—40-х гг. XIX в. возвратилось пристрастие к ценным и - сложным украшениям. Большинство ювелиров той поры подражали образцам прошедших исторических эпох, нередко с большим вкусом.
В России XIX в. можно выделить две основные школы в ювелирном искусстве: петербургскую (фирмы Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др.) и национальйую. Несмотря на общую направленность искусства этого времени, различие московской и петербургской школ в ювелирном деле весьма заметно.
Во второй половине XIX в. в декоративно-приклад- ное искусство приходят различные «исторические» стили, воспроизводящие рококо, готику, а также в поисках национального русского стиля воскрешаются элементы древнерусского искусства. Сталь модерн появляется в русском ювелирном искусстве в конце XIX — начале XX в., как и в других областях искусства. Также, начиная с XVIII в., вследствие активных контактов с Западом, принятием многих европейских традиций, быта, костюма происходит существенное изменение форм золотых и серебряных предметов, обусловленное появлением новых и переменой функций у старых.
Мастера-ювелиры второй половины XIX — начала XX в. воспроизводили старинные предметы, копировали орнаменты, использовали национальные мотивы для создания оригинальных произведений.
Для московского ювелирного искусства характерно возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству. Яркими выразителями этого направления были крупные фирмы П. Овчинникова и И. Хлебникова. Карл Фаберже — типичный представитель западной ориентации. Однако различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербургскими предпринимателями. В отличие от Москвы, еще в XVIII—XIX вв. Петербург — законодатель мод и стилистических направлений, на которые ориентируются мастера других ювелирных центров России.
В этот период ведущей в петербургской школе была фирма К. Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 г. При этом петербургские мастера ювелиры второй половины XIX — начала XX вв. были творчески более разобщены. Часть из них в своих устремлениях сближалась с московскими мастерами. Между изделиями московского и петербургского отделений фирмы существует разница: зажиточные московские торговцы отдавали предпочтение более дорогим и массивным произведениям, чем покупатели Петербурга.
Всемирно знамениты ювелирные изделия Карла Фаберже, первое место среди которых занимают ювелирные пасхальные яйца7. В 1885 г. Александр III поручил Фаберже изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего для венценосной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц -- подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.
Но все же пасхальные яйца составляют лишь малую часть всей продукции Фаберже. Карл Фаберже был прежде всего золотых дел мастером, и изумительные творения, созданные в мастерских Фаберже, представляют собой примеры ювелирного искусства. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 ООО ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительных.
То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает к себе во всем мире, связано с революцией в ювелирном деле, которую Карл Фаберже совершил сразу после того, как в возрасте 24 лет принял от своего отца Густава ювелирную мастерскую, открытую в 1842 г. на Большой морской улице в Санкт-Петербурге. Молодой и дерзкий ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством исполнения, а не богатством использованных материалов. Время доказало справедливость этого девиза.
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом — оно могло быть красным, белым или зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя укря ком, выгравированном на металле и п рос веч и сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия.
В 1880-хгг. Карл Фаберже добился грандиозного успеха. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 г. он получил золотую медаль за свои ювелирные изделия. В 1885 г. он получил звание ювелира его Величества Императорского двора. Модой в Европе 1870-х гг. было тяжелое полированное золото с большими бриллиантами, визуально создававшими эффект богатства. Фаберже достигает славы неповторимости художественными эффектами — сочетанием драгоценных камней с полудрагоценными. Он смело сочетал рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты с лунным камнем, хризолитами.
Успех фирмы рос так быстро, что мастер открыл свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне. В мастерских Фаберже работало более 500 мастеров, назначенных лично Фаберже. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост — каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произвести отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения.
Интересны также изделия в стиле модерн. Фаберже возобновил и усовершенствовал искусство вставления камня — бриллианты, граненные розой, вставлялись глубоко. В этом Фаберже следовал традиции, характерной для русского ювелирного дела.
В 1913 г. производство в мастерских было сконцентрировано на небольших ювелирных предметах с государственной символикой: двуглавом орле, короне монарха с датами 1613-1913, в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Императорская канцелярия заказывала такие изделия. Также были заказаны сотни миниатюрных кулонов в виде пасхальных яиц. Эти изделия стали популярными в качестве подарков, которые можно было носить на цепочках или тесемке. Некоторые яйца были украшены гербом императора, эмблемами Георгиевского креста, двуглавым орлом и другими темами. С начала войны 1914 г. самой популярной эмблемой стал «красный крест». Яйца Фаберже отличаются от яиц, сделанных другими ювелирами, небольшими размерами и изяществом декора. Почти все они декорированы золотом и имеют небольшое колечко. К сожалению, колечки с пробой Фаберже часто отламывались, и поэтому многие яйца можно сейчас отнести к фирме Фаберже только стилистически или технически при сравнении с другими образцами.
Во время Октябрьской революции 1917 г. Фаберже пришлось закрыть все свои мастерские и покинуть Россию. Большинство ювелирных изделий фирмы Фаберже не сохранилось. Они были разобраны и распроданы русскими эмигрантами из-за ценности камней.
После смерти Карла Фаберже в Швейцарии в 1920 г. попытки возродить дело, несмотря на все усилия его сына, не привели к успеху.
Преемник Карла Фаберже сегодня — компания Victor Mayer (VM). Попытки возродить знаменитую марку Фаберже на протяжении 70 лет так и не имели успеха. После длительных поисков Фаберже удается найти компетентного и высококвалифицированного мастера в лице Дома Victor Mayer, основанного в 1890 г.
Компания Victor Mayer (г. Пфорцхайм, Германия) была основана более ста лет назад гравировщиком Виктором Майером. Великолепные изделия Майера — декорированные эмалью портсигары, пудреницы, настольные колокольчики, стаканы высоко ценились еще в царской России. А в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже своими работами он составил достойную конкуренцию самому Карлу Фаберже.
Сегодняшние изделия Фаберже — это не воссоздание копий ранних работ Карла Фаберже, а оригинальные произведения Фаберже. В 1990 г. мастера-ювелиры Victor Mayer взялись за возрождение великих традиций Фаберже. С этого момента возобновилось производство ювелирных пасхальных яиц и миниатюрных кулонов, выполненных в форме яйца. Оригинальные творческие идеи и несравненное мастерство — визитная карточка знаменитого ювелира Карла Фаберже — послужили источником вдохновения при разработке современных коллекций. Сегодня, как и раньше, темами, вдохновляющими художников-ювелиров при создании ювелирных яиц, являются крупнейшие мировые события и выдающиеся люди, оставившие след в истории человечества.
Первое послереволюционное яйцо Фаберже — «Мир Горбачева» — выполнено в честь присуждения Михаилу Горбачеву Нобелевской премии мира. Темой для серии великолепных ювелирных яиц послужила музыка Антонио
Вивальди «Времена года». Восхитительна коллекция, созданная по мотивам всемирно известного яйца «Сосновая шишка» — одного из лучших творений Карла Фаберже.
Кульминацией творческих стремлений мастеров, вне всяких сомнений, стало музыкальное яйцо «Часы с индикатором лунных фаз», ставшее сенсацией на недавней международной часовой и ювелирной выставке «Базель 2001». На разработку и создание этого шедевра мастерам потребовалось 18 месяцев. Помимо времени, часы с 8- дневным запасом хода показывают годовой зодиакальный цикл и лунный календарь. Музыкальный механизм часов играет 9 мелодий.
О судьбе еще одного яйца, которому вскоре предстоит родиться в мастерских ювелиров Фаберже, стало известно на пресс-конференции, данной президентом компании Victor Mayer г-ном Маркусом Моором. Уникальная коллекция Фаберже, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, пополнится еще одним шедевром, который будет передан в дар крупнейшей мировой сокровищнице: внутри ювелирного яйца будет миниатюрная копия знаменитой арки, украшающей самую маленькую улицу Москвы — Третьяковский проезд.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.