2. Виды и марки фарфора
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий38 фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.39 Свойства фарфора зависят от пропорции составляющих главных веществ. Смесь для фарфора перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600—800 °С, а потом — уже с глазурью — при 1300—1500 °С. Глазурь состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Глазурь фарфора преимущественно состоит из стекла, пе ска, соды, поташа и извести. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050—1400 °С, когда глазурь соединяется с черепком. Европейский фарфор в большинстве был мягким.
Часто на фарфоровых изделиях (особенно древнейшего происхождения) марки не было. Мейсенский фарфор не был исключением. Однако в промежутке 1720—1725 гг. нередко возникают подражания китайским надписям или рисункам. С 1723 г. стали пользоваться буквами «К.Р.М,» (Konigliche Porzellanmanufaktur—Королевская Фарфоровая Мануфактура). На более же крупных вещах, созданных между 1725—1730 гг. в китайском и японском стиле, стоят буквы «AR» (Augustus Rex — Закон Августа), равно как на изделиях, производившихся позже. С 1730 г. появляется марка, которая стала традиционным знаком мей- сенского фарфора: два скрещенных меча (из саксонского герба). На фарфоре 1763—1774 гг. между рукоятками мечей возникает точка, позже — звездочка. В промежутке 1814-1820 гг. в качестве указания на дату под мечами появляются римские цифры.
Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками, чем отмечалось неважное качество вещи и ее состояние при отправке с мануфактуры. .
Керамические изделия разделяют на грубую и тонкую керамику бытового и технического назначения. К грубой, в основном, относятся: архитектурно-строительная керамика (кирпич, изразцы, керамические облицовки оконных наличников, черепица и др.) и огнеупорная (плиты, капсели, подставки для обжига изделий и др.). В производстве грубой керамики широко используются легкоплавкие и тугоплавкие глины различного состава и цвета. После обжига изделия имеют в изломе грубозернистую структуру. Производство изделий тонкой керамики отличается повышенными требованиями к качеству и однородности сырья, более сложными процессами приготовления и переработки глиняных масс, формования, тщательной отделкой поверхности изделий. В процессе приготовления масс все исходные материалы подвергают тонкому помолу. После обжига изделия имеют в изломе мелкозернистую однородную структуру.
К тонкой керамике бытового назначения относят изделия из фарфора, полуфарфора, фаянса и майолики.40Фарфоровые и фаянсовые изделия бытового назначения классифицируют: по составу материала и технологии изготовления, назначению, форме, размерам. По составу материала и технологии изготовления все изделия бытового назначения подразделяются на фарфоровые, полуфарфоровые, из костяного фарфора, фаянсовые и майоликовые. По назначению различают столовую, чайную, кофейную посуду и художественно-декоративные изделия (вазы, скульптура и др.).
По форме посуду подразделяют на полые и плоские изделия. По размерам,изделия подразделяют следующим образом: мелкие — диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 500 см3; крупные — диаметром или длиной от 175 до 250 мм, вместимостью от 500 до 1000 см3; особо крупные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимостью 1000 см3 и более. Фарфоровые и фаянсовые изделия выпускают высшего качества, I, II и III сортов.
По комплектности различают комплектные и одиночные изделия. Особенность изделий, входящих в комплект, — единство формы и декоративного оформления.
В зависимости от наличия или отсутствия глазурного слоя изделия подразделяют на глазурованные и не глазурованные. Глазурями в настоящее время принято называть стекловидные покрытия по керамике. Глазури применяются в технологии керамики с целью придания изделию гигиеничности, прочности, водонепроницаемости, красивого вида.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.