logo search
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

§ 7 Архитектура и искусство Древней Руси

В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Эти качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние: многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими.

П

Предполагаемый вид

деревянного

Софийского собора

X века в Киеве.

Реконструкция проф.

Д. П. Суханова

остепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику: два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать его апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в конце X века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.

В

Софийский собор в Киеве.

1037 год. Макет

ершиной храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии. Такие храмы были сооружены в Киеве — пятинефный тринадцатикупольный храм и в Новгороде более строгой и лаконичной формы. Так оформляются два направления в храмовом зодчестве: идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. Эти особые традиции русского зодчества выработались уже к XI веку и надолго сохранились в архитектуре, несмотря на то, что свой вклад в развитие зодчества внесли псковские, владимирские, суздальские мастера. С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Эти виды искусства также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в мире была известна давно. Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Вокруг традиции иконописания еще задолго до возникновения Руси в Византии велось множество споров. Один из столпов византийского христианства, Василий Великий обратил внимание на то, что живописцы “весьма далеко уклоняются от оригиналов, что и естественно” [329, с. 96]. Это соображение положило начало затянувшейся полемике между иконоборцами и иконопочитателями. Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. Иконопочитатели настаивали на том, что изображение — не есть само божество, изображение тождественно Богу не “по сущности”, а “по имени” (см. также гл. XV, § 3, 4). Отголоски этой дискуссии нашли свое отражение в русской культуре, где вырабатываются различные школы иконописи, а в некоторых позднейших направлениях христианства и ересях появятся попытки обойтись без иконописи.

Храм Софии в Новгороде. 1045—1052 годы

К

"Ярославская Оранта".

Великая Панагия

анонизированные правила иконописи породили различные легенды. Одна из них говорит о том, что первые лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры. В других утверждается, что один из первых проповедников христианства Иоанн Златоуст создал прориси — узаконенные формы изображения персонажей икон. Такие подробные указания художникам-иконописцам имелись при любом монастыре, где работали иконописные мастерские. Например, Богоматерь Оранта (лат. orans “молящаяся”) изображается с поднятыми руками, пророки — непременно со свитками, на которых написаны их пророчества, чудотворца Николая можно всегда узнать по рясе с начертанными на ней крестами, а апостола Петра по связке ключей в руках. Кроме того, иконопись создала свою особую манеру в передаче пространства и даже времени. Более значимые персонажи изображались крупнее, а последовательность событий в жизнеописании какого-либо святого передавалась последовательно расположенными вокруг основного изображения эпизодами его жития.

С возникновением письменной литературы складывается искусство книжной миниатюры. Уже в Остромировом евангелии есть изображения евангелистов. Не только рисунки, но различные орнаменты, разрисованные заглавные буквы, всевозможные виньетки украшали рукописные книги.

И

"Игры межю селы".

Ритуальный танец русичей в

русской деревне

XI—XII веков. Миниатюра

скусство Древней Руси разнообразно. Ни один вид искусства не оказался неведомым русскому народу раннего периода. Песни и пляски, музыка и “игрища” сопровождали многочисленные праздники, входили в многие обряды. Официальная церковь признавала далеко не все из них, называя их “пакостью” и “бесовством”. Естественно, многие народные праздники и игрища были связаны с древними языческими обрядами, и постепенно, с развитием художественного и эстетического мировосприятия, из народной среды выделились профессиональные исполнители былин, сказаний, песен и преданий, появились профессиональные “потешники” — скоморохи, предтечи народного, а затем и профессионального театра.

Особенностью ранней русской культуры является то, что она за сравнительно короткий период времени — всего несколько столетий — совершила мощный рывок от разрозненных племен до высокого уровня развития, обретя уже тогда свой неповторимый облик, на что многим культурам мира понадобились тысячелетия. Впитав в себя многочисленные течения составляющих ее племен, восприняв многие черты и качества у восточных и западных соседей, русская культура приобрела свою специфику, наложившую отпечаток на все последующие периоды ее развития, получила международное значение.