§ 5 Русская письменность и литература
Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства. Некий черноризец Храбр, живший в Болгарии в конце IX — начале X века, в сказании “О письменехъ” писал: “Прежде убо словене неймаху писменъ, ну чертами и резанми гадааху погани сущи” (Прежде славяне не имели книг, чертами и резами свои языческие гаданья осуществляли). Эти “черты и резы” и есть пиктографическое письмо в виде черточек, зарубок, которые могли обозначать простой счет, знаки родовой собственности, сроки сельскохозяйственных работ и, как пишет Храбр, знаки для гадания [102, с. 5]. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность для пространных сообщений, записи подробностей различных событий. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит, который не был приспособлен к передаче особенностей русской речи.
Славянские азбуки
Вопрос о происхождении славянской азбуки до сих пор не выяснен до конца, но связь ее создания (855; по другим источникам,— 863) с братьями Кириллом (ок. 827—869) и Мефодием (ок. 815—885), выходцами из Византии, просветителями и миссионерами, вполне определенна. Известно следующее: славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Современная наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, в которой сочетались греческие буквы с теми, что соответствовали звукам славянской речи. Название идет от слова “глаголить” — говорить. Первые переводные книги были написаны при посредстве этого алфавита. Позднее наиболее подходящие для языка элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку — кириллицу. Этот алфавит оказался более удобным для славянских языков южной и восточной ветвей, поэтому стал единственным для древнерусской письменности. Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, преимущественно богослужебные. С большим почтением пишет о Кирилле и Мефодии тот же черноризец Храбр: “...кто писмена сътворилъ есть, или кто книгы преложилъ? Въси ведять и отвещавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, тъ писмена сътвори и книгы преложи, и Мефодии, братъ его” [там же].
Б Берестяная грамота "От Бориса ко Ностасии". Фотография и прорись. Новгород
Некоторые сохранившиеся тексты говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Например, в “Изборнике Святослава”, составленном дьяком для черниговского князя, говорится: “Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного... мудрость бо обретаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть рекы, наполняющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утешаеми есмы” [там же].
Но не только книжники на Руси обладали грамотой. Найденные при раскопках берестяные грамоты, среди которых находились частные письма, всевозможные счета, даже нечто, похожее на ученические упражнения, говорят о том, что многие люди на Руси знали грамоту и что письменность касалась не только официальных сторон жизни, но и повседневного быта.
К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (около 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки, бывшие при некоторых монастырях. У князей на содержании часто состояли переписчики книг, а значит, были и сами книги. Например, князь Ярослав слыл большим книгочеем и содержал при себе переписчиков и переводчиков книг. Самые большие библиотеки были в Киеве, при Софийском соборе, в Новгороде, Полоцке, в Киево-Печерском, Юрьевом и других монастырях.
Даже малая толика сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Прежде всего, это были различные богослужебные книги, среди которых самым древним считается Остромирово евангелие (1056—1057), написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи. Богослужебных книг было много: Четьи-Минеи, Часословы, сочинения “отцов церкви”, таких, как Иоанн Златоуст. Составлялись различные “Изборники”, в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и светского содержания. Одной из особенностей литературы Древней Руси было соединение в ней произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Особое место занимали всяческие “жития”. Существовали жития святых, официально признанных православной церковью, позднее появились жития князей, монахов и других значительных персонажей, известных по летописям, например, “Житие Феодосия Печерского”, монаха Киево-Печерского монастыря, “Сказание о Борисе и Глебе”, ставших жертвами междоусобной борьбы князей. Чаще всего в житиях рассказывалось об испытаниях, выпавших на долю героя, о том, как праведной жизнью он преодолел искушения, страдания, несовершенство мира. Однако уже в “Сказании о Борисе и Глебе” впервые прозвучала не идея мученичества, а идея объединения Руси. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей, дидактической. Этот дидактизм сохранится в русской литературе на многие века. Разные притчи и легенды, включавшиеся в любой жанр повествования, воспитывали читателя, показывали ему, как должно жить на земле, дабы употребить свою жизнь с пользой.
И Лист с заставкой из Остромирова Евангелия
Мы видим, как эмоционально и образно строилось обращение к юношам. Заметны литературная одаренность и высокая культура князя, осознавшего важные государственные задачи. Поучение было первым памятником патриотической литературы, в котором требования христианской морали сочетались с политическими идеалами Руси.
В древнерусской литературе существовал и жанр записок путешественника, например, “Житье и хождение Данила, руськыя земли игумена”. Автор, описывая природу Палестины, куда совершил хождение, обычаи Иерусалима, его библейские места, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои “думы о всей Русской земле”. Летопись 1163 года рассказывает и о других путешествиях, например, сорока новгородцев в Иерусалим, о паломничестве к святым местам княжны Ефросиньи из Полоцка.
Наличие столь богатой литературной традиции наводит на размыщление об образовании и образованности. На Руси школьное образование давалось по повелению Владимира детям “лучших людей”, естественно, не из простонародья. Ярослав Мудрый (978 – 1054) создал в Новгороде школу для детей “от старост и поповских”. В.Н. Татищев (1686 – 1750), автор “Истории Российской с самых древнейших времен”, писал, что при Андреевском монастыре в Киеве, вероятно, существовала также школа для девиц, где их обучали письму и женским ремеслам. Так что с древних времен школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали, кроме чтения и письма, богословию, и “светскими”, где изучали грамматику и риторику.
Главное место в древнерусской грамотности и книжности занимало начавшееся вместе с возникновением русской государственности летописание.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14