logo search
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

§ 1 “Откуда есть пошла русская земля”

Начиная изучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этой культуры, причины, вызвавшие ее появление, процессы, сопровождавшие ее развитие. Интересно понять, стало ли это игрой исторических случайностей или некая закономерность вызвала к жизни тоненький ручеек, ставший впоследствии мощным потоком. Мы видели, как благодаря приходу кочевых племен на Балканы, появилось то, что называют “греческим чудом”; как по принципу свободного объединения различных племен возникла римская культура; как племена западноевропейских варваров, слившись воедино, образовали то, что мы называем культурой Европы. Так же складывались культуры Востока. Так же формировалась и русская культура.

Многие народы мира объединялись чаще всего на основании общности языка. Общеславянский, или праславянский, язык, сформировавшийся во II— I тысячелетии до н.э., относился к семейству индоевропейских языков, к которым принадлежат славянские — русский, украинский, болгарский, и т.д., германские — немецкий, английский и т. д., многие индийские языки. В. Брюсов не напрасно говорил, что славянская речь “и поныне поет созвучно с напевом санскрита”. Термины, обозначающие степени родства (мать, отец, брат, сестра и другие), названия явлений природы, животных, частей человеческого тела, еще связаны с языком-родоначальником, а вот слова, которые несут память о кремниевых орудиях труда, уже утратили эту связь, образовав основание славянских языков. До середины I тысячелетия н. э. праславянский язык еще сохранялся, но когда славяне расселились на территориях Центральной, Восточной и Западной Европы и утратили связь друг с другом, появились три большие славянские группы — южные, западные и восточные славяне и соответственно три группы языков. К восточнославянской языковой группе относятся русский, украинский и белорусский языки.

Древний мир не оставил нам сведений о том, когда сложилась славянская общность народов. Любознательные греки долго считали Черное море границей обитаемой земли, слагая мифы о таинственных гипербореях, живущих на севере и любимых Аполлоном. Известия, которые привозили греческие купцы с северных берегов Черного моря, более походили на сказки. Геродот, впервые посетивший греческие поселения на берегах Днепра и Буга, возникшие около V века до н. э., создал наиболее полную для того времени картину жизни Скифии (так древние греки называли южнорусскую степь).

Скифы (VII век до н. э.—III век н. э,) не были предтечами славян. После разгрома готами Скифского царства они растворились среди других племен, и лишь некоторые их обычаи оказали влияние на пришедшие позднее в Северное Причерноморье славянские племена.

Обширные равнины и полноводные реки вызвали восторг Геродота. По его словам, эти места населяли пахари и пастухи-кочевники, причем кочевники повелевали пахарями. “Скифами-пахарями” Геродот называет предков славян — трипольцев, представителей других племен, населявших верховья и середину Днепра и пойму Ворсклы. Не раз в дальнейшем менялись названия “пастухов-кочевников” — от киммерийцев до гуннов, приходивших с востока в донские и днепровские степи. Это во многом совпадает с преданиями о русской земле, сохранившимися в летописи XII века под названием “Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть”, где рассказывается, как со славянских племен полян, северян, радимичей брали дань степные кочевники хозары. Кроме них, по степи кочевали более дикие племена печенегов, позже — половцев; проходили гунны, булгары.

А. А. Киселев. С горы. 1886 год

В разных источниках описываются племена, селившиеся по равнинной части России: финно-угорские — мери, мордва, балто-финские — веси, славянские — венеды (венеты), анты и склавены. Были сведения и о завоевателях, ходивших походами на эти племена — аварах, или обрах, как их называет летопись. Она же повествует и об аварском владычестве над славянами в VI—VII веках. В византийских хрониках и исторических сочинениях много говорится о славянах, причинявших хлопоты императорам своими нападениями на империю. Когда же на эти земли пришли хозары, они встретили восточных славян в местах, описанных в “Повести временных лет”, на берегах Днепра и Буга.

До сих пор нет точных сведений о том, когда и как появились славяне на территории, считавшейся с времен Киевской Руси исконно русской. В Повести о начале Русской земли не сказано, когда пришли славяне на эти земли, она рассматривает их жизнь уже на Дунае и говорит о двух ветвях славян — западной и восточной. Арабский историк и путешественник Масуди (конец IX века—956/957), писавший о восточных славянах в сочинении “Золотые луга”, рассказывает, что “некогда одно из многих племен, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена и каждое племя выбрало себе отдельного царя” [141, с. 21]. Автор называет господствовавшее племя волынянами (русские источники их именуют дулебами), распространяя это имя на все население. В VII—VIII веках восточные славяне стали называться русами или росами, предположительно от названия одного из племен, жившего на границе с хозарами, между Днепром и Доном. С IX века “Русь” — первоначальное название государственного образования восточных славян, а затем — до XII века — территории Киевской Руси.

Знаменитый русский историк В. О.Ключевский (1841—1911) считает, что восточные славяне, образовавшие русский народ, перебрались на равнины со склонов Карпат. Он же называет главным фактором появления государства российского постепенное передвижение этих племен с одних территорий на другие, т. е. своеобразную колонизацию земель. Славянское население, пишет В. О. Ключевский,— “распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые” [140, с. 13].

Н

Святилище аграрного

культа.

Трипольская культура

а каждом новом месте приходилось менять образ жизни, связанный с особенностями новых мест, и устанавливать отношения с соседними племенами. Отношения эти были не всегда мирными, что заставляло разрозненные славянские племена объединяться, и это обстоятельство Ключевский называет первым фактом нашей истории, а вторым — расселение славян по южнорусской долине. Византийский император Маврикий писал, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам рек. Историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются. Другие авторы подчеркивали, что славяне отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, языческим многобожием. У них много разного скота, они возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо. В своем хозяйстве они используют труд “рабов-военнопленных”, но не держат их в бессрочном рабстве, а по истечении некоторого времени отпускают “за известный выкуп” или предлагают остаться у себя “на положении свободных и друзей” [125, с. 47].

В повести о начале Русской земли упоминаются племена, поселившиеся на равнине: поляне (у среднего Днепра), древляне (у Припяти), волыняне, или дулебы (у Западного Буга), северяне (у Десны и Сулы), вятичи (у Оки), кривичи (у Западной Двины и Волги), полочане (у озера Ильмень), новгородские славяне (у реки Волхов). Но в ней не говорится, в каких отношениях внутри себя и друг к другу они состояли, были они союзниками или их ничто не связывало. Одно ясно: все эти племена представляли собой родовые союзы: “живяху каждо съ своимъ родомъ и на своихъ местехъ, владеюще каждо родомъ своимъ”[102, с. 8].

Особенностью родового союза славян был патриархальный уклад, при котором власть принадлежала родовому старшине, а имущество было нераздельным. Основой рода были почитание предков и другие общие для рода культы. Ключевский пишет, что расселяясь на значительные расстояния друг от друга, среди лесов и болот, родичи помнили кровное родство, хранили обычаи и предания, но житейские отношения все менее связывали их. Все это оставило свой след в памятниках духовной культуры, в первую очередь в мифологии.

До нас древняя славянская мифология дошла в разрозненном виде, поскольку в период крещения Руси она оказалась запретной. Тех, кто, невзирая на страх смерти, сохранял языческие верования, уничтожали без жалости огнем и мечом. Поэтому, рассыпавшись по новым верованиям, местным обычаям и традициям, она сохранялась лишь частично в народном сознании, но не в официальной культуре. От древнерусской мифологии сохранились две ветви верований: поклонение природе и культ предков.

С

Славянские языческие

божества

реди природных божеств были Сварог — бог неба, небесного огня, Сварожич, сын Сварога,— бог земного огня, Хоре (по другой традиции, Дажбог или Даждьбог, сын Сварога) — бог солнца, Стрибог — бог ветров и бурь, Перун — бог грозы, впоследствии глава языческого пантеона. Поклонялись Велесу (Волосу) — покровителю домашних животных и богу богатства, “скотьему богу” (в христианскую эпоху заменен покровителем скота святым Власием). Велес-Волос считался богом “всей Руси”. Славяне также почитали множество фантастических существ, олицетворявших различные стороны повседневной жизни: леших, русалок, домовых, водяных, кикимор.

Д

И. Я. Билибин.

Водяной

олгое время у славян не было храмов и жрецов. Исследователь древней русской мифологии А. Кайсаров (1782—1813) пишет: “Обыкновение боготворить идолов в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда их боги получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах... Первые храмы были только места, окруженные кольями, потом четыре столба накрылись кровлею и со всех сторон окружились завесами; наконец стали строить храмы из одного дерева” [199, с. 32]. Изображения богов — “идолы” — стояли под открытым небом, где совершались обряды и приносились требы (жертвы). Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым Игорь в 945 году приносил клятву в соблюдении заключенного с греками договора. Владимир около 980 года поставил еще идолы Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога и других богов, которым князь и народ приносили жертвы. Летописец Нестор (XI — нач. XII века) описывает истукан Перуна, сооруженный Владимиром: он был сделан из дерева, голова — из серебра, а борода — из золота. Другие летописи гласят, что ноги его были железные, а в одной руке он держал изображение молнии, украшенной драгоценными камнями.

Д

Парные женские божества —

Рожаницы

олго сохранялся у славян культ предков, где главными были Род — дух предков, покровитель дома и семьи, и Рожаницы — женские божества, покровительницы рода, домашнего очага, Чур (Щур) — обожествленный предок, родоначальник или бог домашнего очага — домовой (в языке сохранились выражения “Чур меня!”, обращение к обожествленному предку, пращуру, связанное с заклинанием против нечистой силы; “Чур, пополам!”; “чересчур” — перейти за пределы, в чужое владение). Культ предков удерживался в древнеславянском погребальном обряде [140, с, 42], а затем — в разветвленной системе родственных связей, в необходимости “счесться родней”, даже если это “нашему забору двоюродный плетень”, как говорится в русской пословице. Во все времена забвение своей родни считалось непростительным пороком, и о таких людях презрительно говорили: “Иван, родства не помнящий”.

Родовые связи постепенно распадались, а собственность делилась. Разрушались и родовые союзы, хотя сохранялось единство языка и верований. Связи между частями рода и другими родами выступали уже в виде различных соглашений, в том числе брачных. В каждом роду невест было мало, поскольку существовало многоженство (жена в доме — дополнительные рабочие руки), поэтому невест “умыкали” (крали) из других родов, иногда по предварительному соглашению с ними, иногда по уговору только с невестой. Чтобы не возникло вражды из-за “умычки” невест из другого рода, совершался выкуп невесты у ее родственников — вено. Позднее вено превратилось в продажу невесты жениху ее родственниками по взаимному соглашению, без умычки — ее заменил обряд хождения зятя “по невесту”.

С распадением родовых связей постепенно складывается производящее хозяйство, тем более, что еще до IX века у славян появляются железные орудия труда. Возникновение ремесла отделило новую сферу деятельности от земледелия. Сначала появились профессии, связанные с обработкой металлов (кузнечное дело) и производством гончарных изделий. Добытый из болотных руд бурый железняк обрабатывали в сыродувных печах, получая пористую массу — “крицу”, содержащую шлаковые включения. Знали уже и некоторые способы получения стали. В изготовлении керамики скоро достигли такого мастерства, что ее стали производить не только для собственных нужд, но и для продажи, и мастера ставили на них свои клейма. Известными были ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и другие ремесла. Поселения, где существовало развитое ремесленное производство, превращались в города: одни образовывались вокруг княжеских крепостей, другие основывались как военно-оборонительные пункты.

Так появились Киев, Переславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Туров и др. Здесь строились небольшие избы, которые топились “по-черному”, в них жили ремесленники, сюда приезжали на торг крестьяне из окрестных мест и заморские купцы, пробирающиеся “из варяг в греки” и обратно. Ключевский считает, что города возникали в основном как центры торговли. Например, Киев возник на рубеже между лесной и степной полосами южнорусской равнины: “Лесная полоса своим пушным богатством и лесным пчеловодством (бортничеством) доставляла славянам обильный материал для внешней торговли: меха, мед, воск стали главными статьями русского вывоза”. Степняки же поставляли скот и все, что связано со скотоводством. Первоначально места для торговли, “для гостьбы, как говорили в старину, назывались погостами. Из этих мелких рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши крупнейшие города по Днепру и его притокам” [141, с. 27, 28].

Скоро города стали земельной собственностью князей. Князь в прежние времена был предводителем военного образования — дружины, которая совершала захватнические набеги в поисках военной добычи и защищала свою общину от таких же набегов. Впоследствии за защиту общины князь и его сподвижники брали с населения плату или требовали содержания. Постепенно (при распадении родовых отношений) они приняли на себя не только ответственность за безопасность поселений, окружающих городище, но и собственность на земли вокруг города или села, где размещался князь с дружиною. Появились города, целиком принадлежащие князьям: Вышгород, Изяславль, Белгород. Села, тяготеющие к этим городам, также становились княжеской собственностью. На камнях, столбах, отмечающих границы княжеских владений, наносились тамги — знаки собственности. Князья сажали на обработку своих земель пленников — холопов, челядинов, либо превращали в холопов свободных общинников. Следом за князем владельцами земли становились дружинники, получая ее в дар от князя или захватывая у свободных родовых общин. Так постепенно Русь подошла к созданию государственности.