logo search
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

16 Українська культура в Великому князівстві Литовському і Польщі (XIV-XVI ст.)

В XIV-XVI вв. культура Украины развивалась в сложных условиях. Разобщенность украинских земель, иностранный гнет, опустошительные турецко-татарские нападения – все это тормозило процесс становления украинской национальной культуры. Но и в таких условиях культурное развитие не остановилось. Украинская культура развивалась на основе отечественных традиций прежних веков, впитывая в себя идеи европейского Возрожденияю

Самобытность культурной жизни Украины XIV-XVI вв. обусловлена тем, что народ с потерей государственности был обречен на роль исключительно исполнителя чужой воли, лишен возможности развивать свои интеллектуальные и творческие способности. В таких условиях энергия украинского народа нацелилась на доказательство своей жизнеспособности посредством национальной культуры. Человеческие взаимоотношения, быт, православие определили круг общественных и культурных интересов.

ОБРАЗОВАНИЕ. Школы существовали при монастырях, церквях, но возникали и в имениях некоторых феодалов. Учителями были дьяки. Дети обучались грамоте, молитвам, церковному пению. Некоторые украинцы получали образование в школах Польши, Чехии, Германии. Первым изданным за рубежом трудом украинского автора стала книга Ю. Дрогобыча «Прогностическая оценка 1483 года», где представлен богатый материал по астрономии и географии, сделана первая в печатной литературе попытка определить географическую долготу городов Украины.

ЛИТЕРАТУРА. Устное народное творчество представлено сказками, легендами, притчами, сказаниями. До нас дошло множество обрядовых песен. Сохранилась традиция летописания. В литовско-белорусских летописях имеются ценные сведения из истории украинских земель. Характерная особенность летописей – наличие «повестей» - вставок, близких к художественным произведениям. Интересными памятками являются Краткая Киевская и Краткая Волынская летописи, созданные на рубеже XV-XVI вв. анонимными авторами. В этих произведениях значительное место отведено борьбе украинского народа против турецко-татарского нашествия, воспеваются ратные подвиги князя К. Острожського. Значительную популярность приобрели переводы светской литературы: «Александрия», «Измарагд», ирландская повесть о Тауладе-рыцаре. Центры книгописания – монастыри, создавшие «Евангелие» из Спасско-Красносельского монастыря в Луцке, «Евангелие» дьякона Спиридона и др. Самая выдающаяся памятка XIV в. – «Киевский псалтырь».

АРХИТЕКТУРА, ИЗО развивались на самобытной народной основе. В этот период церковные влияния несколько вытесняются светскими элементами. Благодаря борьбе с татарами развивалось главным образом оборонно-замковое стоительство. Каменные замки сооружались на Правобережье, в Восточной Галиции, на Северной Буковине, Закарпатье, земляные и деревянные укрепления – в Чернигове, Новгород-Северском, Путивле и др. Существовали также церкви-крепости. В XV в. башни строили так, чтобы можно было по максимуму использовать огнестрельное оружие.

В живописи иногда появлялись элементы светского характера. В ИЗО господствовала религиозная живопись – иконопись. Укр. художники продолжали византийские живописные традиции. В крупных городах – Львове, Перемышле, Луцке – существовали оригинальные живописные школы. В XV в. возник укр. иконостас. Усилиями укр. мастеров фресками были расписаны Ягеллонскую часовню в Люблине, Вислицкая коллегиата и др. культовые сооружение в Польше.

МУЗЫКА И ТЕАТР. Основой муз. культуры было песенное нар. творчество. Тексты и мелодии сочиняли преимущественно нар. поэты, композиторы – кобзари, бандуристы, они же были и исполнителями. Воспевалась героическая борьба народа против турок, татар, других угнетателей. Народные инструменты – бандура, кобза, гудок, волынка, бубен, свирель, дудка, в Карпатах – трембита.

Развивалось такое явление в истории театра, как деятельность скоморохов, оседлых и бродячих. Их деятельность вызывала недовольство государства и светских феодалов.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ изменилась: Литва с большим недовольством смотрела на церковную независимость своих укр. и белорусских провинций. Все украинские и белорусские земли остались в подчинение царьгородського патриарха. Среди причин упадка православной церкви в литовской Украине было падение авторитета митрополита, которого назначал сам князь, причем из числа светской знати. Большой вред церкви нанес патронат светских людей над церквями и монастырями. Церковь была дезорганизована и не могла поддерживать укр. духовные традиции, сохр. укр. язык, народность в условиях полонизации и окатоличивания.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, культурная жизнь укр. земель в тот период находилась под постоянной угрозой запрета и искоренения. Много ценных памяток погибло. В этот период укр. народ потерял государственность, ему угрожала полная ассимиляция. Культура средневековой Украины была промежуточным этапом между культурой Киевского государство и культурой национального пробуждения XVII в. В ней переплелись лучи духовности Востока и Запада.