logo
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

60 Масова культура в сучасній Україні

Более или менее явное расслоение культуры на «культуру для всех» и «культуру для избранных» существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли элиту, обладающую особыми познаниями, выходящими за пределы общеплеменной культуры. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных людей и фольклорной (народной, этнической) культурой. В западном обществе ХХ в. это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культур.

В ХХ в. время энциклопедически образованных универсалов, чувствующих себя как дома во всех областях культуры, прошло из-за невероятного увеличения объёма информации. Современная наука стала малопонятной для непосвящённых, а глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. «Высокая культура» стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита. Принадлежащие к ней – создатели, ценители и потребители высших достижений в своей (и, возможно, смежных с ней) области культуры. Тем, кто не попадает в их круг, просто невозможно понять (да и, как правило, не столь интересно, чтобы стараться это сделать), что они обсуждают.

На протяжении ХХ в. в Украине, как и во всём западном мире, на смену традиционным, архаическим формам народного культуротворчества пришла «индустрия культуры» - производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на практически безграничных возможностях их тиражирования, которые предоставляет современная техника. Это производство стало рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка: чтобы увеличить доходы, производимая этой «индустрией» продукция – книги, картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни и соответствующие им идеалы, нормативы поведения и т.д. и т.п. – должна получить максимально широкий сбыт. Но элитарные культурные ценности не отвечают запросам широкой публики. Гораздо выгоднее ориентироваться на самые простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, чем пытаться навязывать толпе непонятную для нее «высокую» культуру элиты. Это тем более выгодно, что удовлетворить примитивный вкус несложно и не требует больших творческих усилий. Так формируется массовая культура («масскульт»), характерными чертами которой являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощённость.

Массовая культура – порождение технического прогресса. Он не только создал технику ее индустриального производства, но и сформировал «массу», нужды которой эта культура удовлетворяет. Потребитель массовой культуры – «человек массы» - это тип личности, которая хочет жить «не хуже других» и жаждет пользоваться всеми благами, даруемыми техническим прогрессом. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, посвятивший изучению этого типа специальную работу - «Восстание масс», считает его характерными чертами посредственность, стандартность, шаблонность мыслей и желаний. Это «заурядная душа», пассивный потребитель, бездумно принимающий внушенные ему нормы и идеалы жизни. «Человеку массы» свойственна психология избалованного ребёнка. Все его помыслы направлены на получение удовольствий, и он уверен, что «имеет право» на это.

Исследованиями феномена массовой культуры занимались также такие учёные, как философы Карл Ясперс («Духовная ситуация времени») и Освальд Шпенглер («Закат Европы»), социологи Жан Бодрийар («Фантомы современности») и Питирим Сорокин («Человек. Цивилизация. Общество») и другие. Все они отмечали стремление массовой культуры к коммерциализации.

В Украине законы масскульта совпадают в европейскими. Массовая культура обслуживает «человека массы», идя навстречу всем его желаниям. Бедность значительной части населения привела к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства – лучшие спектакли, концерты, книги, выставки – становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится органичивать свои культурные запросы дешёвой продукцией масскульту. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее. Мир той культуры, в которой они участвуют, т.е. массовой, многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, рэгги и т.п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений. Более того, последние могут отвратить человека от нее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях. Поэтому неудивительно, что в массовой культуре происходит возвращение к древним мифам с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, принимаемых «не разумом, а сердцем» (колдовство, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).

Важное место в массовой культуре принадлежит массовому искусству. Предназначенная для удовлетворения простейших эстетических запросов продукция этого искусства стандартизирована, создавать ее в творческом отношении несложно. И вместе с тем она доступна для самой широкой публики, а потому имеет огромный рынок сбыта, который к тому же увеличивается с помощью рекламы ее модных образцов. Поэтому в современном мире «массовое» искусство становится на поток, превращается в вид индустриального производства, в прибыльную сферу бизнеса.

К массовому искусству примыкает искусство рекламы, получившей небывалый размах в ХХ-XXI в. Реклама – типичнейшее явление массовой культуры. За немногими исключениями, она строится на эксплуатации «естественных» стремлений людей – к благополучию, комфорту, удовольствиям, материальному благосостоянию, наилучшему удовлетворению элементарных биологических потребностей и повышению социального статуса. Рекламе, как правило, не свойственно затрагивать трудные житейские проблемы, предъявлять повышенные требования к интеллекту, образованию, культурному кругозору людей, их способности разбираться в достижениях науки. Обращенные к широкой публике рекламные объявления предлагают простые и ясные пути к счастью – стоит всего-то лишь что-то купить, и жизнь станет сплошным праздником. Мир, изображённый в рекламных роликах и картинках, похож на рай. Там обитают красивые, веселые и необычайно удачливые персонажи, наслаждающиеся восхитительными вещами и благодаря им легко справляющиеся с любыми трудностями. «Рекламный мир» условен и иллюзорен, и он построен по общим стандартам массового искусства.

Большой вклад в украинскую массовую культуру делает иностранное массовое искусство: Голливудская киноиндустрия, российская поп-музыка, в которой даже намеренно подчёркивается её «штампуемость» (Фабрика звёзд) и т.п.

Массовое искусство шаблонно, примитивно, малохудожественно, коммерциализировано. Поп-музыка сочиняется по компьютерным программам легко и быстро, а тексты к ней пищи для ума отнюдь не дают. Детективы и фантастические битвы с космическими силами зла сочиняются по шаблонным схемам и едва отличаются друг от друга. Но «массовое» искусство – это лишь ответ на потребность. Людям, не имеющим времени, желания или способностей для развития своего вкуса, даётся возможность в доступных им формах удовлетворить свои эстетические потребности. Кому-то, возможно, массовое искусство послужит мостиком для перехода к освоению шедевров мирового искусства. И в этом общественная польза масскульта.