logo
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

4 Теорія «осевого часу» к. Ясперса

Немецкий философ Карл Ясперс (1883 - 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он во многом противостоял популярным культурологическим концепция своего времени – шпенглеровской и марксистской. Ясперс четко обозначает свою приверженность в объяснении культурно-исторического процесса религиозной традиции. По Ясперсу история имеет свое начало и свое смысловое завершение, т. е. Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода.

1Прометеевская эпоха (до-история человечества), когда происходило «становление основных коститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека как вида, закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс называет использование огня и орудий труда, появление речи, «формирующие человека способы насилия над самим собой» (такие, как табу), образование групп и сообществ, жизнь, которая формируется мифами. Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс определяет как то время, когда появляется передача опыта.

2Эпоха великих культур древности – шумеровавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э., доарийская культура долины Инда ІІІ тысячелетия и архаический мир Китая ІІ тысячелетия до н. э. Черты этого культурного типа – наличие письменности и «специфической технической рационализации».

3Эпоха духовной основы человеческого бытия, осевое время. Этот период является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества, когда происходит резкий рывок вперёд, духовное основоположение всех мировых культур. Этот период между 800 и 200 гг. до н. э., когда были разработаны основные категории, которыми люди мыслят по сей день, заложены основы мировых религий. Осевое время – это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию, прорыв мифологического миросозерцания, составляющего основу доосевых культур. Человек впервые пробуждается к ясному, отчётливому мышлению, возникает недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Человек начинает искать опору в самом себе, обогащается духовная жизнь, появляются аскеты, философы, пророки и т. д. В этот период живут Мо-Цзы и Ле-Цзы, в Индии возникают упанишады, а в Греции зарождаются новые философские движения, на которые так или иначе затем ссылаются все последующие поколения – скептицизм, нигилизм и т. д. В Иране живёт Заратустра, в Палестине зарождается Ветхий Завет. В это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до осевого времени имели место лиш истории различных локальных культур. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ХХ в. на грани гибели, нужно, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем и возвратиться к его «изначальности», подыскав для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры».

4Эпоха развития техники по своей значимости соответствует прометеевской. Современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные прометеевской эпохе процессы, только на более высоком уровне. Это создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности, а новые великие культуры в свою очередь заложат основы для второго осевого времени.