§ 3 Духовная культура XIII—XV веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Когда в 1382 году на Москву напал хан Тохтамыш, москвичи приносили свои книги в церкви и скоро заполнили ими церковные помещения. Но все это было разграблено и погибло во времена пожаров и разгрома Москвы. Но, по замечанию Гумилева, “хан мог и должен был требовать покорности, повиновения приказу, выполнения обязанностей, но требовать от человека отказа от его веры или обычаев считалось делом не только глупым, но и аморальным” [87, с. 117]. На основании охранной грамоты, выданной монголами церкви, церковь восстановила свое влияние. Возникает множество монастырей, куда удалялись думающие книжники, например, Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321 — 1391), и хорошо известный Соловецкий монастырь. При монастырях велось летописание, развивалась житийная (агиографическая) литература. В начале XIV века появляется “Житие” московского митрополита Петра, написано житие Сергия Радонежского. В житиях излагаются жизнь и деяния людей, признанных святыми, они комментируются цитатами из Священного писания. Суть разных видений и вещих снов героев житий часто сводится к идее главенства Москвы и единства князей.
В Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Загорске. 1422—1423 годы
Особое место в литературе занимают произведения, повествующие о битвах с монголами. Эта тема звучит в устном народном творчестве, сохранившем предания о героях, таких, как рязанский богатырь Евпатий Коловрат, о страданиях угнанных в плен жен, о любви и разлуке князя Романа со своей женой. В народе появляется новый жанр — историческая песня, повествующая о многих реальных событиях, например, песня о Щелкане Дудентьевиче, посвященная восстанию в Твери против наместника хана Шевкала, или Чолхана. В ней с особой силой показан свирепый нрав сборщика дани: “У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет” (210, с. 120]. В это же время возникает легенда о невидимом граде Китеже, скрывшемся от несметных полчищ Батыя на дне озера Светлояр.
И в устных произведениях, и в письменной литературе обличаются князья в их усобицах и звучит мысль о единстве, которое должно спасти Русь от монголов (во всех произведениях они называются татарами, хотя Золотую Орду основали монголы). В “Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году” прямо обвиняется владимирский князь Юрий Всеволодович в том, что отказал Рязани в помощи. Хотя в ней и говорится, что нашествие Батыя — божье наказанье за грехи, но этот религиозный мотив не является для авторов главным. Важнее всего было показать силу и несгибаемость рязанцев: “Царь Батый видяше, что господство резаньское крепко и мужественно бьяшеся и возбояся” [210, с. 139]. Столкнувшись с героизмом многих рязанцев, а особенно Евпатия Коловрата, даже Батый восславил героя: “Аще бы у меня такой служилъ, держалъ быхъ его противъ сердца своего” [там же, с. 141]. Уже в этой повести мы встречаемся с необычайно поэтическим строем речи, с пронзительными сценами любви и верности, горя и героизма. Множество эпитетов, сравнений помогают воссоздать действительно удивительную по своей силе картину. Этот стиль, напоминающий вышивание словами, особенно ярко проявился в сохранившемся небольшими отрывками “Слове о погибели Русской земли” неизвестного автора:
"О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми... горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бещисленными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!" [там же, с. 145].
Уже первые повести о Куликовой битве (1380) характеризуются поисками героического стиля, способного отразить величие события. Особенно выделяется в этом плане поэма “Задонщина” (автор, возможно, Сафоний Рязанец), созданная вскоре после Куликовой битвы (за Доном) и воспевающая Дмитрия Донского (1350—1389) и его победу над татарами. Она написана в подражание “Слову о полку Игореве”, все ее приемы, способы описания, обращения напоминают язык и поэтику “Слова”:
"Кони ръжут на Москве, звенит слава по всей земле Руской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпохове, стоят стязи у Дону у великого на брези... Что ми шумит, что гримит рано перед зарями? Князь Владимеръ Ондреевич полки устанав-ливаеть и пребирает и ведет к Дону великому. И молвяше брату своему: "Князь Дмит-рей, не ослабляй, князь великый, татаромъ. Уже бо поганый на поля на наши наступают, отнимают отчину нашу" [там же, с. 163, 165].
Пожалуй, более, чем сами князья, именно литература и летописание понимают необходимость единства русских князей. Эта идея и является самой повторяющейся во всем, что создано в этот период.
В период противостояния Руси и монголов, особенно на первом его этапе, Русь не сделала сколько-нибудь заметных шагов на пути познания мира. Среди сельских жителей, занятых крестьянским трудом, практические знания, включавшие в себя наблюдения природы, передавались из поколения в поколение устно или в процессе самого труда. Падение ремесленного производства в городах не прибавило ничего нового к имеющимся знаниям о вещах, материалах, способах и технике ремесел.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"
Существовавшая на Руси сложная и неудобная система счета затрудняла развитие математического знания: “для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения; отсутствовало понятие нуля; дроби обозначались словесно (1/6 — “полтрети”; 1/12 — “пол-полтрети”) и т. п.” [23, с. 391.
Долгое время царили близкие к мифологическим представления о мироздании: о том, что над землей имеется семь небес, что солнечное затмение или комета предвещают грядущие несчастья, что совпадение двух церковных праздников — предвестье конца света и так далее. Только к концу XV века начинают высказываться предположения о шарообразной форме Земли, о ее размерах сравнительно с Луной и Солнцем, появляются представления о размерах Вселенной.
З Хождение по морю. Миниатюра. XVI век
"И есть тут Индийская страна, и люди ходят все нагие: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены. Все ходят брюхаты, детей родят каждый год и детей у них много. Мужи и жены все нагие и все черные. Я куда хожу, так за мной людей много и дивуются белому человеку" [308, с. 90].
Его повествование отличается добросовестной точностью в описании природы Индии, народа, быта и нравов, экономики, религии, армии, искусства, звездного неба и прочего. Афанасий Никитин поведал русскому читателю об огромных пространствах — от Египта до берегов Тихого океана. Он называет Каир, Дамаск, города Малой и Передней Азии, Красного моря и Персидского залива, Эфиопии, Пакистана, Индии, сообщает сведения о Цейлоне (Силяне), Бирме (Певгу), Южном и Северном Китае...
Е Страница из текста Афанасия Никитина
Т А. Рублев. Троица. Начало XV века
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14