logo search
Константинова С

Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты

Плетение различных изделий (мебели, домашней утвари, жилья) из ветвей и особых видов трав известно с глубокой древности. Охватив многие страны, сегодня это занятие возводится в ранг искусства, а изделия этого вида промысла стали предметами роскоши.

Плетение из тальника и соломы было достаточно ши­роко распространено и на территории Саратовского края. В с. Ахмат корзиноплетение было связано с экономией графов Михаила и Дмитрия Олсуфьевых, в мастерской ко­торых плели изделия очень высокого качества. Это под­твердила высокая награда — серебряная медаль, которой была удостоена мастерская на Всероссийской кустарной выставке 1902 г. в Санкт-Петербурге. Ахматские куста­ри плели чемоданы, сундуки, детские коляски, ширмы. Стоимость некоторых изделий была достаточно высокой. Основу изделия изготавливали из ивового прута, отделку выполняли из камыша и соломки.

Широко было распространено производство плетены? изделий из соломки в немецких колониях Самарской гу­бернии (на территории нынешней Саратовской области) Достаточно изящные изделия этого промысла: сумки, ко робки, шляпы — шили из заплетенной в ленту пшеничнор и ржаной соломы. Солому заготавливали осенью, при об молоте хлеба. Зерна из колоса старались выбивать очеш осторожно, чтобы не повредить стебель. После окончанш полевых работ кустари начинали обрабатывать заготовь ленный материал: стебель очищали от верхней оболочка и разрезали на части соответственно его толщине. Переплетением солому обдавали кипятком для придания ei мягкости. Затем начинали плести ленты из 7 и более со­ломин. Промысел этот был низкодоходным, однако крес тьяне занимались им охотно.

Один из самых традиционных российских промыс­лов — лапотный. В нашем крае множество кустарейла- потников занимались промыслом в свободное от полевьи работ время. Днем кустари работали дома, а вечерами со­бирались в какой-нибудь избе на «посиделки» по 8—10 че­ловек.

Сырьем для лаптей служило лыко, которое кустари приобретали у скупщиков, очень часто под залог каких- нибудь вещей: одежды, подушек и т. д. Изготавливали ку­стари лапти двух сортов: двухрядные и трехрядные. На по­следние затрачивалось больше материала и труда, поэтом} ценились они дороже на 5—17 копеек за десяток. Сбывали лапти частично на местных базарах, большая же часть пе­рекупалась скупщиками, которые отвозили товар в Сама­ру, Саратов и другие торговые пункты.

Необычайно популярными были изделия из бересты. Работа с этим материалом (роспись, резьба) нелегка и тре­бует специальных навыков. В данном разделе мы расска- ~ жсм только о росписи, а о резьбе см. раздел «Изделия из дерева и приемы деревообработки».

Береста — это кора березы, которая является уникаль­ным природным материалом. С незапамятных времен в . Древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких как рыбацкие челны (обласки), ту­еса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, кру­ги, муки, зерна, ягод, кедрового ореха, а также как пре­красные украшения. В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества: молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыбаимногое другое.

Из специально обработанной бересты изготавлива­лись сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступали изделиям из кожи. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень те­плая, потому что обладает большой положительной энер­гетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках — и вы сразуже успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Береста с дров снимается весной, а с деревьев в местах вырубки в мае—июне. Снятые листы кладутся под гнет. Пачками, проложенными между сухими досками, в темном, хорошо проветриваемом помещении для того, чтобы они не сгибались.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются без применения каких- либо клеев, из натуральных материалов и только вруч­ную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым. Работа с берестой очень разнообразна.

Мастера говорят, что на первом этапе создания рас­писной берестяной картинки выбирается кусок бересты' по рамке или рамка подгоняется под бересту. Клеем ПВА береста наклеивается на вырезанный по размеру рам­ки лист ДВП и для сушки, ставится под мягкий пресс на 24 ч. '

Далее маленьким ножом-косяком производят чистку бересты от слабых слоев, которые, если на них предпола­гается нанесение рисунка, необходимо убрать. Аккуратно с угла ножичком поддевается слой бересты и убирается он со всей плоскости. Остаются нетронутыми наросты. По бокам, если есть отслоения, можно применять клей ПВА.

Вставив дощечку с берестой в рамку, необходимо по­размыслить над композицией, и после этого рамка уби­рается. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми. Коричневой краской прозрачной насыщенности рису­ются церкви и дома и заполняются этим же колером. Пока краска не успела высохнуть (а на бересте она сохнет долго), с одной стороны архитектуры вводятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны — с голубоватым оттенком. Эти условные введения делают архитектуру объемной. Получается некрасиво и размазанно, однако это не должно пугать.

Следующий этап самый трудный, и от него зави­сит качество всей работы. Этот этап также самый про­должительный, если в картинке много архитектурных форм. Тонкой кистью, черной краской наносится поч­ти чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома, заборы. Деревья, травинки и кусты не трогаются, так

как они позже усиливаются более темной коричневой краской.

Все оттенки снега можно найти в бересте, подобрать цвет к более темному оттенку и с разной насыщенностью написать снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же оттенком сделать тени под до­мами, нарисовать травинки на фоне темных домов. Слег­ка засветлйв часть рисунка белилами с Теплым оттенком, можно сделать несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.

Все предыдущие этапы работы предусматривают ис­пользование цвета, который мы находим в бересте. Бла­годаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и ар­хитектура органично вписываются в орнамент бересты. Чужой цвет отталкивает. Для освещения окон использу­ется чужой для бересты цвет: светловато-оранжевый, жел­то-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, красновато оранжевый и т. д. Это делается для создания ощущения радости, таинственности или ностальгических пережива­ний. Затем темно-малиновой, малиновой или светло-ма­линовой кисточкой наносится сеточка на окна церквей и прорисовываются рамы в окнах домов.

Когда работа закончена, необходимо ее еще раз про­анализировать для целостного восприятия композиции. Рамка, покрытая белой краской, готова, картинка, встав­ленная внутрь, заклеивается толстой бумагой или карто­ном под прессом на 24 ч. Картинка, сделанная темперой, может сохраняться вечно, Береста — это тот материал, ко­торый, если с ним разумно обращаться, проживет очень долго.

Работа с берестой вызывает огромный интерес и у детей, так как это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий й бархатистый, легко подда­ющийся обработке в детских руках материал. Работая с ним, дети очень быстро видят результат своего труда. Кро­ме этого, в работе с берестой не применяются вредные ве­щества — растворители, лаки.