Темы для рефератов и выступлений:
1. Первобытная культура (по книге Э. Б. Тайлора “Первобытная культура”).
2. Основные факторы возникновения культуры.
3. Особенности первобытного сознания.
4. Развитие материальной и духовной культуры в первобытном обществе.
5. Культура Древнего Междуречья.
6. Пирамиды как символ культуры Древнего Египта.
7. Религия древнего Египта.
8. Искусство, наука, техника Древнего Египта.
9. Культура социальных отношений в Индии с древности до наших дней.
10. Духовная культура древней Индии.
11. Этика и законы в культуре древнего Китая.
12. Духовная культура древнего Китая.
13. Культура Японии: возникновение и особенности.
14. Культура исламского мира.
15. Этика, право и религия в исламской культуре.
16. Образ человека в буддизме.
17. Образ человека в конфуцианстве.
18. Образ человека в исламской культуре.
Раздел третий
АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XIII
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
§ 1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причисленный к семи греческим мудрецам, полнее многих выразил мировоззрение своих современников:
Наша страна не погибнет вовеки по воле Зевеса,
И по решенью других присно-блаженных богов.
Ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
Гордая грозным отцом, ллани простерла над ней.
[175, с. 62]
Греки искренне считали, что их страна находится под защитой богов и не напрасно: условия жизни были нелегки, и фраза одного из персонажей А. П. Чехова: “В Греции все есть!” — мало соответствует истине. Земля, ставшая родиной для греческих племен, переселившихся сюда из северных областей Балканского полуострова, а до этого кочевавших по необозримым просторам от Урала до Карпат, была неприветливой: засушливый и жаркий климат, нехватка плодородной земли, ограниченные возможности для возделывания многих злаков, например, пшеницы. Почти везде — горы и слишком мало рек, чтобы осуществлять поливное земледелие, поэтому жители должны были довольствоваться малым или добывать блага, преодолевая многочисленные трудности. Неудивительно, что героями в греческих мифах и легендах оказываются то хитроумный Одиссей, то неустрашимый Ахиллес, а успех во всех делах гарантируют благоволение богов и помощь таких титанов, как Прометей, даровавший людям не только огонь, но и многие ремесла.
Однако в Греции есть богатые залежи серебра, мрамора, гранита и поделочных камней; они стали предметами обмена, а потом и торговли с другими народами. В те времена серебро ценилось выше золота — стойкого ко всякого рода химическим воздействиям, но мягкого металла: изделия из него легко деформируются, переплавляются, вытираются от длительного употребления. Именно серебро, обладающее большей прочностью, изделия из камня и оливковое масло в амфорах, а позже и вино везли греки в Крым, Аркадию и Колхиду в обмен на пшеницу и скот.
Некоторые из греческих племен, например ахейцы, были воинственны и суровы. Описанная Гомером Троянская война — не вымысел, а реальность — наглядно демонстрирует многое из того, что не кажется современному человеку признаком культуры или цивилизации. Например, “лишний” ребенок мог быть выброшен на дорогу, как Парис, сын Приама, царя Трои. Ведь в греческих племенах, где земля принадлежала семье, ее невыгодно было делить по числу наследников. Другой жуткий обычай предписывал приносить в жертву пленников, сохранять им жизнь было невыгодно. Рабство возникает гораздо позже, когда из труда раба стало возможным извлекать пользу. Некоторые жестокие обычаи ахейцев сохранились надолго, вплоть до расцвета афинской культуры, например, обычай содержать для жертвоприношений “фармака” (козла отпущения). В качестве “фармака” выступали калеки, ненормальные либо приговоренные к смертной казни, “чтобы при наступлении голода или эпидемии чумы иметь под рукой людей, которых можно было принести в жертву богам, побивая их камнями”, — пишет Андре Боннар [41, т. 1, с. 18].
И тем не менее древние греки создали культуру, названную в последующие века “греческим чудом”. Но прежде чем говорить о его истоках, совершим небольшое путешествие во времени.
Первые поселения в бассейне Эгейского моря появились в эпоху неолита. Среди них было родственное грекам племя пеласгов (пелазгов), положившее начало древней цивилизации — Эгейской культуре (IV—I тысячелетия до н. э.). Пеласги были опытными мореходами, умели обрабатывать бронзу, занимались земледелием. С начала II тысячелетия из северных областей Балканского полуострова на малоазийское побережье Эгейского моря, на острова и остальную территорию Балкан начали проникать по суше греческие племена.
Эти племена были индоевропейцами, имевшими общий язык и нравы. Они называли себя эллинами, а представителей всех других племен и народов, говоривших на непонятном для них и неблагозвучном языке,— варварами (греч. barbaros “чужеземный, непонятно болтающий”). Согласно греческим преданиям, родоначальником племени эллинов был Эллин, сыновья которого считались предками главных греческих племенных союзов — ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев. Геродот пишет:
“Эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, одни храмы, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы” [41, т, 1, с. 34].
На своем пути греки вытесняли, покоряли или уничтожали местное неиндоевропейское население (пеласгов, лелегов и др.). Многие исследователи считают, что греки стояли на более низкой ступени культурного развития, поэтому веками происходила борьба и ассимиляция двух культур. Воинственные ахейцы вскоре покорили другие племена. К XVI веку до н. э. ахейские царства, крупнейшим из которых были Микены на полуострове Пелопоннес, достигли высокого экономического и культурного развития. Эта цивилизация заложила основы дальнейшего развития греческой культуры. Рассмотрим некоторые причины этого процесса.
В XVIII веке до н. э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, а центром государства становится город Кносс. Здесь возделывали виноград, выращивали злаки, разводили оливковые деревья, знали скотоводство. До сих пор сохранились следы дворцов и других величественных сооружений, имевшие даже водопровод и канализацию. Самый знаменитый памятник критского зодчества — Кносский дворец занимал площадь в 20 тысяч квадратных метров.
Его сложная система переходов и коридоров, соединявших большие и маленькие помещения, отражена в мифе о Лабиринте и чудовищном человекобыке Минотавре. Ему критский царь Минос отдавал на растерзание юношей и девушек, которых каждые девять лет Афины отправляли в виде дани на Крит. Тесей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра и выбрался из лабиринта с помощью клубка ниток, врученного ему Ариадной, дочерью Миноса (отсюда выражение “Ариаднина нить”).
К Кносский дворец. Тронный зал
Существует два предположения о завоевании Крита ахейцами. Одни ученые считают, что критское царство погибло в конце XVI века до н. э. в результате извержения вулкана на острове Фера и землетрясения. Города, кроме Кносса, были покинуты, и этим воспользовались ахейцы, захватив Кносс и подчинив себе остров. Другие — что нашествию ахейцев не предшествовали стихийные бедствия. Во всяком случае, с XV века до н. э. на острове господствовали ахейцы. Они переняли критскую культуру, ассимилировали местное население, приспособили критскую письменность к своему языку (найдены глиняные таблички с записями, сделанными на одном из диалектов греческого языка), заимствовали мастерство фрески и росписи ваз. С этих пор центром эгейского культурного мира становятся ахейские Микены, поэтому часто говорят о Крито-микенской культуре.
Микены достигли высшего подъема в XVII—XIV веках до н. э., установив торговые отношения с Критом, после чего эгейская цивилизация распространила свое влияние на юг Балканского полуострова. Она принесла на Балканы свою воинственность, свои формы отношений с природой и свою культуру. Умея нападать, они умели и защищать свои поселения, которые строили на высоких холмах и окружали крепостными стенами. Такие поселения позже получили название акрополь — “верхний город”. Сохранившиеся крепостные стены сложены из грубо вытесанных глыб весом в пять-шесть тонн. В Микенах стены имеют толщину 6—10 метров, а у расположенного неподалеку Тиринфа — 17,5 метров. В толще стен устраивались галереи и кладовые для хранения продовольствия и оружия. Последующие поколения сложили мифы о том, что эти сооружения строили одноглазые великаны — циклопы. Убранством микенских дворцов тоже были росписи, но сюжетами служили уже сцены охоты и воинские подвиги владык. Самыми известными памятниками считаются гробницы микенских царей.
В конце XIII века до н. э. племена ахейцев, объединившись, начали войну против Троянского царства. Десять лет продолжалась эта война, наконец Троя (ее более древнее название — Илион) была захвачена. Героические и трагические картины этой войны описаны Гомером в поэмах “Илиада” и “Одиссея”.
Последним нашествием северогреческих племен было вторжение дорийцев, устремившихся в поисках земель из горных областей на юг Балкан. Они были сильнее ахейцев, поскольку владели железным оружием. Часть ахейцев бежала на побережье Малой Азии и острова Эгейского моря, часть осела в средней части Греции — Аттике, где жили ионийцы, успешно отбивавшие дорийское нашествие.
Все эти сложные и длительные события привели к тому, что эгейская цивилизация закончила свое существование. Дорийцы разрушили многочисленные поселения предшественников, прервали торговые связи с Египтом и азиатскими странами, уничтожили некоторые художественные традиции. К I тысячелетию до н. э. была забыта письменность. Сохранились лишь частично элементы духовной культуры крито-микенской эпохи, отдельные мифы и верования, некоторые способы изготовления керамики и мелкой пластики. Прошли столетия, прежде чем эллины создали свою великую культуру.
В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.
Архаика (VIII—VI вв. до н. э.) — время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства — полисы (греч. polls), распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождаются лирическая поэзия и театр, начинают сооружаться храмы.
Классика (V—IV вв. до н. э.) — пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами (500—449 до н. э.) объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоническое развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.
Эллинизм (конец IV—I в. до н. э.) завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334—324 до н. э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.
В это же время пространство греческого мира расширилось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14